Британское правительство не может воплотить в жизнь инфраструктурные обещания
Из заявленных проектов на $330 млрд многие реализуются крайне медленно, если реализуются вообще, показал анализ Financial TimesНесколько лет назад правительство Великобритании представило амбициозные планы по обновлению инфраструктуры. Многие проекты реализуются крайне медленно, если реализуются вообще, показал анализ Financial Times.
Три года назад коалиционное правительство с большой помпой представило «национальный инфраструктурный план», предполагавший инвестиции более чем 200 млрд фунтов ($330 млрд) в 500 проектов, включая строительство новых автомобильных и железных дорог, модернизацию энергетического сектора и пр. Премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил тогда на встрече с представителями Конфедерации британской промышленности (CBI), что британскую «инфраструктуру необходимо полностью обновить и модернизировать», чтобы не превратиться «во второсортную экономику». Затем, в 2011 г., были выделены 40 приоритетных проектов в дорожной, энергетической и телекоммуникационной отраслях.
Однако завершены лишь некоторые из них - в основном, небольшие дороги, а также транспортные развязки на автомагистрали М1, пересекающей страну с юга на север. В целом же объем дорожного строительства за последние два года сократился вдвое.
По информации Бюро национальной статистики, объем инфраструктурных работ сократился в 2012 г. на 13%. А по последним данным, в III квартале этого года снижение составило 3,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, несмотря на продолжающуюся реализацию крупнейшего строительного проекта Европы - 118-километровой сети железных дорог Crossrail, соединяющей Лондон с пригородами.
Среди крупных проектов, работы по которым отстают от графика или еще даже не началась, - платный мост Mersey Gateway, новые АЭС и «супер-канализация» Thames Tideway (проектируемый 25-километровый туннель под Темзой, проходящий через центр Лондона). Пилотный проект по реализации технологии улавливания и хранения углекислого газа остановлен, новые газовые электростанции не строятся, а план развертывания сети широкополосного интернет-доступа в сельских местностях погряз в спорах о размере платежей регулятору отрасли Ofcom.
Очевидно, что реализация крупных проектов, таких, как Crossrail, высокоскоростная железнодорожная магистраль High Speed 2 из Лондона на север Англии и, возможно, в Шотландию, модернизация национальной электро- и газовой сети National Grid, потребует многих лет, заявил представитель министерства финансов. «В среднем, доля капитальных расходов в ВВП в этом десятилетии выше, чем в 1997-2010 гг. [когда у власти были лейбористы]», - говорит он.
По показателю «качество инфраструктуры» Великобритания занимает 24-е место в рейтинге конкурентоспособности стран Всемирного экономического форума, отставая от Барбадоса и Саудовской Аравии.
Главный секретарь министерства финансов Дэнни Александер в среду намерен представить обновленный план развития инфраструктуры, уделив особое внимание реализации многих проектов. Днем позже министр финансов Джордж Осборн будет выступать с осенним посланием, в котором постарается в позитивных красках описать ситуацию в экономике и действия правительства по ее улучшению.
Минфин попытается в очередной раз навести тень на плетень, полагает Ричард Лоди, директор по инфраструктуре юридической компании Pinsent Masons, специализирующейся на строительном праве. «С одной стороны, мы слышим о необходимости модернизировать стареющую структуру Великобритании, но, с другой, практически не видим реального прогресса по отстраиванию страны», - говорит он.
Значительная часть из 40 крупнейших проектов заморожена. Или же до начала их строительства еще очень далеко. Хотя правительство раструбило о прогрессе в создании новой атомной электростанции в Hinkley Point, EDF не намерена приступать к работе до всеобщих выборов в 2015 г. Кроме того, в январе Еврокомиссия должна решить, не нарушает ли Великобритания правил предоставления государственной помощи, оказывая поддержку проекту. Так что в этом вопросе также могут быть внесены изменения.
Пытаясь ускорить процесс, правительство внедрило гарантийную схему финансирования инфраструктурных проектов на 40 млрд фунтов ($66 млрд). Но пока что это помогло лишь незначительному числу проектов. Среди них - частичная трансформация электростанции Drax из угольной в биотопливную, а также продление ветки лондонского метро Northern Line.
Попытки получить инвестиции от пенсионных фондов в размере 20 млрд фунтов не дали значительных результатов. Инвесторы пообещали вложить лишь 1 млрд фунтов, реальных же инвестиций пока не сделано.
В CBI уже не верят в то, что правительство действительно стремится к развитию инфраструктуры. Руководитель организации Джон Крайдлэнд обвинил власти в “бесконечных разговорах”, которые не приносят никакого результата. Ричард Абади из PwC согласен с этим мнением: “Об инвестициях не говорят, их делают”. “Несмотря на то, что активность в строительной отрасли выросла в годовом исчислении, ее инфраструктурная часть снова сократилась. И это разочаровывает”, - говорит он.