Корреспондент Washington Post: Стюардесса Путина боится летать
Бывшая стюардесса Людмила Путина назвала одной из причин развода с мужем то, что для нее сложны перелеты, пишет в своем блоге корреспондент The Washington Post Макс Фишер. Он отметил, что это странный повод для развода после трех десятков лет жизни с человеком, все должности которого предполагали многочисленные перелеты. В случае реальных проблем с перелетами супруги развелись бы уже давно, полагает он. Журналист напомнил, что в книге "От первого лица" Натальи Геворкян, Натальи Тимаковой и Андрея Колесникова Людмила Путина говорит, что работала стюардессой на внутренних линиях и для первых свиданий с будущим мужем летала из Калининграда в Ленинград.
Саймон Шустер из Time под заголовком "Из России без любви" пишет, что Путины держались перед журналистами с "зажатостью восковых фигурок", а их выступление было "тщательно срежиссировано, как балет, который они смотрели". "Это было задумано как редкий момент откровенности от человека, чье правительство оберегает его семейные секреты так же тщательно, как и шифр его "ядерного чемоданчика", - пишет Шустер. - Однако в реальности это в очередной раз подтвердило правило, к которому россияне уже давно привыкли: все, что связано с жизнью Путина, является секретом, если только он не даст противоположного приказа". Журналист также не пропустил слова Путина о том, что его дети живут в России. Напомнив, что представители российской политической элиты чуть ли не каждую неделю вынуждены оправдываться, почему их дети живут или учатся за границей, Шустер утверждает, что слова Путина должны были опровергнуть слухи о том, что и его дочери давно уже перебрались "на более зеленые пастбища".
"Может быть, это и немного слишком - с такой мелочностью изучать развод видного политика, но невозможно не отметить, как трудно "купить" официальную версию", - пишет Фишер. Он не исключает, что все эти заявления были задуманы как "вежливое прикрытие", правдоподобное лишь до такой степени, чтобы позволить сторонам разойтись, сохранив достоинство.
Журналист Los Angeles Times Кэрол Уильямс считает, что причина развода Путиных - в книге 2002 г. Олега Блоцкого "Владимир Путин: дорога к власти". По мнению журналистки, в этой книге, написанной от лица Путиной, содержатся крайне нелицеприятные характеристики. "Путина чистосердечно описала недостатки мужчины, с которым она познакомилась в 1980 г., говоря о них без жалоб, в стиле женщин ее поколения, которые мало чего ждали от русских мужчин, а получали зачастую еще меньше", - пишет Уильямс. В качестве примера она приводит пассаж, в котором Путина пишет об опозданиях будущего мужа и об унижении, которое она испытывала, пока его ждала.
В последние годы западные СМИ периодически публиковали статьи о Людмиле Путиной с вопросительной интонацией: журналистов интересовало, где она, почему она не появляется на различных мероприятиях вместе с мужем. В 2012 г. ее показывали по телевидению в день голосования на президентских выборах и в день инаугурации, а также ее видели на приеме в Кремле 28 декабря — это мероприятие проходило без камер. Из-за отсутствия информации газеты пробавлялись слухами, в том числе самыми экзотическими — от новой беременности Путиной до ее заточения в монастырь. Последний всплеск интереса к ней у западных журналистов возник после ее 55-летнего юбилея. На этот раз отмечалось не только то, что Людмилу Путину нигде не видели и ее муж встретил Рождество в Троице-Георгиевском женском монастыре в Адлерском районе Сочи без нее, а также то, что о ее дне рождения почти никто из российских СМИ не вспомнил.
Год назад директор Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская объясняла британским Guardian и Times, что Путин придерживается традиции советских лидеров, которые, за исключением Михаила Горбачева, прятали своих жен, и что такое положение вещей в российском обществе воспринимается как нормальное. Это она связала с особенностями менталитета россиян.
Сам Путин в 2008 г. на пресс-конференции не ответил прямо на вопрос «Независимой газеты», собирается ли он жениться на Алине Кабаевой. Он сказал, что знает «избитую фразу», что «политики живут в стеклянном доме», и общество вправе знать, как они живут. При этом он считает, что даже в отношении политиков «существуют какие-то ограничения» и «есть частная жизнь, в которую нельзя вмешиваться».