Таджикистан не спешит узаконить российскую базу
Наши войска в Азии. 700
российских военных служат на 999-й авиабазе и других объектах в Киргизии
3000
российских военных служат на 201-й базе в Таджикистане
9000
российских военнослужащих служат в соединениях ВДВ в России, входящих в коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ и ориентированных на Среднюю Азию
Накануне майских праздников Совет Федерации ратифицировал соглашения о статусе и условиях пребывания российских военных баз в Киргизии и Таджикистане. Соглашение о базе в Киргизии заключено до 2033 г., в ее состав входят авиабаза в Канте, полигон на Иссык-Куле, узел связи ВМФ и сейсмостанция Минобороны, а арендная плата составит $4,5 млн в год. Срок нахождения 201-й базы в Таджикистане составит 49 лет с отсчетом от 1993 г., плата за аренду земли не устанавливается.
Одновременно Совет Федерации ратифицировал соглашения о списании долгов Киргизии перед Россией на $488,9 млн ($188,9 млн списываются сразу, а $300 млн поэтапно, и по этой части Киргизия уплатит проценты – $7,98 млн) и соглашение о строительстве за счет российского финансирования Камбаратинской ГЭС-1 и четырех ГЭС Верхне-Нарынского каскада.
Киргизский парламент ратифицировал соглашение о базе в декабре 2012 г., а в Таджикистане с ратификацией не торопятся. Представитель посольства Таджикистана в России не ответил на звонок «Ведомостей».
Таджикистан ждет тех же преференций, которые Москва предоставила Киргизии, знает эксперт института СНГ Андрей Грозин: в первую очередь завершения Россией строительства Рогунской ГЭС, которая стала чем-то вроде национальной идеи, говорит Грозин. В Душанбе поняли, что ни Запад, ни Китай, ни Иран не будут ее достраивать, чтобы не испортить окончательно отношения с Узбекистаном, который видит в ней угрозу своей безопасности в сфере водопользования. Но по этой же причине за этот проект не возьмется и Россия, говорит Грозин.
По словам источника в Минобороны России, в военном ведомстве смотрят с оптимизмом на перспективы ратификации соглашения о базе в Таджикистане. Из-за вывода западных войск из Афганистана в 2014 г. и опасности дестабилизации обстановки в регионе существование базы важно прежде всего для самого Душанбе, уверен военный.