Главному свидетелю по «Кировлесу» напомнили историю растраты
По делу «Кировлеса» допрошен главный свидетель обвинения – бывший директор Вячеслав Опалев, который успел забыть обстоятельства делаВ четверг Ленинский райсуд Кирова допросил ключевого свидетеля обвинения по делу о растрате 16 млн руб. основателем Фонда борьбы с коррупцией, бывшим советником губернатора Кировской области Алексеем Навальным и его знакомым Петром Офицеровым – бывшего гендиректора «Кировлеса» Вячеслава Опалева, который уже признал вину и получил условный срок. Опалев рассказал, что под его руководством «Кировлес» был успешным предприятием, хотя и задолжал областному бюджету за аренду лесосеки. Навальный был ему представлен как близкий к губернатору человек, который способен решить проблемы предприятия (подразумевалась отсрочка в уплате задолженности и выделение дополнительных средств на лесохозяйственные работы), но вместо этого тот стал навязывать ему «прокладку» в виде основанной Офицеровым Вятской лесной компании (ВЛК) на невыгодных для «Кировлеса» условиях.
По словам Опалева, он понимал, что разница в цене будет перечисляться в ВЛК. Предприятию проще было продавать лес прямо на лесосеке («продажа хлыстов по пенькам», как он выразился), не вкладываясь в деревообработку и транспортировку. А ВЛК делала заявки на качественное сырье и пиломатериалы, в больших количествах, и требовала обеспечить их доставку.
Завершив допрос свидетеля, прокурор заявил о необходимости зачитать показания, данные Опалевым во время следствия, – для устранения противоречий. Судья разрешил, несмотря на возражения защиты: Опалев давал эти показания под диктовку следствия в период фабрикации уголовного дела, возмущался Навальный, а теперь прокуроры собираются напомнить Опалеву его ложные показания. Представитель гособвинения все-таки зачитал подряд три протокола, почти дословно повторяющие друг друга, а Опалеву осталось только заявить: он подтверждает все вышесказанное.
Но даже после этих повторов главный свидетель обвинения не перестал путаться в показаниях. Опалев не смог вспомнить число входивших в «Кировлес» лесхозов, размер уставного фонда предприятия и другие важные подробности. На вопрос Навального, что было раньше – знакомство с Офицеровым или рассказ о преступном умысле, Опалев ответил: как записано в протоколе. Можете ли вы утверждать, что ВЛК покупала дешевле всех, интересовался Навальный. Не помню сейчас, говорил Опалев.
По тому же сценарию прошел и допрос коммерческого директора «Кировлеса» (и дочери гражданской жены Опалева) Марии Бура. Она не смогла назвать объем проданной «Кировлесом» древесины, зато вспомнила, что по устной договоренности с Офицеровым ВЛК забирала себе 7% от стоимости сделок, в том числе и с предприятиями, с которыми ранее «Кировлес» работал напрямую. Назвать количество таких предприятий она не смогла. Пробелы восполнил прокурор – опять же, воспользовавшись показаниями, данными ею в ходе предварительного следствия.
Это довольно типичная ситуация, но показания Опалева уже не имеют значения, решение по делу политическое и оно уже принято, считает лидер движения «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева.
Киров