Как новые власти Китая борются с чиновничьими привилегиями
Пекин ограничивает использование дорогих автомобилей со спецномерами и хочет использовать в качестве служебных только машины местного производстваДорогие автомобили со спецномерами стали объектом антикоррупционной кампании нового лидера Китая Си Цзиньпина. С 1 мая в Китае будет введена новая система номерных знаков для автомобилей, принадлежащих военным и полицейским, сообщило в пятницу агентство «Синьхуа» со ссылкой на генерала Чжао Кэши, возглавляющего департамент логистики Народно-освободительной армии Китая.
Предложенная мера, наряду с отказом от партийных банкетов, о котором Си Цзиньпин объявил несколько месяцев назад, является пока самым заметным шагом на пути ограничения коррупционных проявлений, пусть и внешних. Роскошные автомобили с номерами военного и полицейского образца, припаркованные у дорогих ресторанов и клубов, стали привычной картиной в китайских городах. На таких машинах традиционно ездят дети высших партийных чиновников. Номерные знаки военной и полицейской серий нередко продаются частным лицам, говорят некоторые члены коммунистической партии и люди, работающие в сфере продаж дорогих автомобилей. Автомобили со спецномерами часто нарушают правила дорожного движения, но их редко останавливает полиция. Кроме того, они не платят пошлину за проезд по платным дорогам.
Действие всех используемых сейчас номерных знаков военных и полицейских машин будет прекращено в конце апреля. Знаки нового образца будут разработаны так, чтобы затруднить их подделку и продажу частным лицам. Кроме того, будет усилен контроль за автопарком военного ведомства, пообещал генерал Чжао. На автомобили таких марок, как Mercedes-Benz, BMW, Lincoln, Cadillac, Volkswagen Phaeton, Bentley, Jaguar, Porsche, Land Rover и Audi Q7, можно будет получить номера нового образца только в том случае, если они зарегистрированы как военное имущество. Новые номера не будут ставиться на автомобили, принадлежащие частным лицам, местным правительствам или лично чиновникам военного и полицейского ведомств. Генерал Чжао пообещал суровые наказания нарушителям новых правил.
Новая мера является частью антикоррупционной кампании, начатой Си Цзиньпином еще в ноябре прошлого года, когда он занял позицию лидера партии. Многие его соратники обеспокоены тем, что распространение коррупции угрожает подорвать позиции Компартии Китая. Кроме того, полагают многие аналитики и дипломаты, эта кампания поможет председателю КНР укрепить контроль над военным ведомством и укрепить поддержку компартии населением. Доверие к ней пошатнулось после прошлогодней череды скандалов, затронувших, в частности, одного из столпов партии - Бо Силая.
Помимо смены номерных знаков Пекин предлагает ряд мер, обязывающих чиновников использовать в качестве служебных только автомобили китайского производства. Запрет не распространяется на машины некоторых популярных иностранных марок, производимые на территории Китая, уточняет Майкл Дьюнн, консультант в автомобильной отрасли. К таким автомобилям относится, в частности, популярный у китайских чиновников и бизнесменов седан Audi A6.
Тэн Биншен из Cheung Kong Graduate School of Business описывает предлагаемый план как «необходимый и важный». «Борясь с подделкой и нецелевым использованием номерных знаков специальных серий, правительство пытается улучшить свой имидж. Это не самое лучшее решение, но предложенные меры относительно легко реализовать», - добавляет он.
Но большинство китайских блогеров весьма скептически отнеслись к нововведению. «Зачем нужно менять существующие номера? Если не обеспечить соблюдение правил, это все останется пустым разговором!» - написал один из пользователей сервиса микроблогов Weibo.
Пока неясно, как предложенные меры затронут иностранных автопроизводителей, для которых Китай сейчас является одним из ключевых рынков. На протяжении последних месяцев продажи машин класса люкс в Китае стабильно росли. Так, продажи Audi A6L в январе и феврале 2013 г. выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 33% и составили 24 360 машин.
Как сообщил на прошлой неделе представитель китайского подразделения концерна Audi Мартин Кюль, более 90% клиентов компании в Китае — частные лица, почти все оставшиеся машины приобретают компании. «На госструктуры приходится совсем незначительная часть продаж Audi в Китае», – говорит он.
Перевела Надежда Дмитриенко