Западные дипломаты опасаются, что, оказав помощь Кипру, Россия может изменить расстановку сил в регионе
Может ли политическое и военное сотрудничество Кипра и России стать более масштабным и прочным в результате нынешнего кипрского кризиса? По мере обострения дискуссий о финансовом будущем острова этот вопрос задает себе все большее число западных дипломатов. Многие при этом опасаются, что Москва может использовать остров таким образом, что это повредит их интересам безопасности в восточном Средиземноморье.
На протяжении десятилетий Кипр занимал особое положение в архитектуре европейской политики и безопасности. Страна вошла в ЕС в 2004 г. С 1950-х гг. на острове находится британская военная база «Акротири».
При этом Кипр не является членом НАТО. А отношения острова с Россией неуклонно укрепляются. По некоторым оценкам, русскоязычная община на острове насчитывает 40 000 человек, а объем российских депозитов в кипрских банках достигает $25 млрд.
Некоторые эксперты полагают, что в результате нынешнего кризиса развитие российско-кипрских отношений может пойти двумя путями. «Если ЕС добьется своего и Кипр перестанет быть комфортной офшорной гаванью для российских компаний, вы увидите значительное понижение уровня отношений между Россией и Кипром. А вот если Россия предоставит Кипру помощь, экономические связи между двумя странами еще более упрочатся, а дипломатическое влияние России в регионе усилится», - говорит Николас Редман из лондонского Международного института стратегических исследований.
Россия будет исходить и из своих коммерческих интересов, говорят аналитики, имея в виду месторождения нефти и газа на шельфе Кипра, пусть их ценность пока и вызывает сомнения. «Люди уже размышляют о потенциальных последствиях того, что Россия получит возможность влиять на политику государства-члена Евросоюза, и о том, как это скажется на безопасности в регионе», - сказал высокопоставленный европейский чиновник.
Гражданская война в Сирии продемонстрировала еще один аспект потенциальной ценности Кипра для России. Кипр подозревают в том, что он стал транзитным пунктом для поставок российского оружия режиму Башара Асада. В январе 2012 г. российское судно, предположительно перевозившее оружие, в нарушение эмбарго ЕС разгрузилось в сирийском порту после сделанной по пути остановки на Кипре.
ВМФ РФ является одним из основных бенефициаров российской программы перевооружения армии и явно стремится усилить свое присутствие в регионе. Недавно главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил о намерении создать постоянное соединение из пяти или шести российских военных кораблей в Средиземном море.
В результате войны в Сирии Россия может потерять свою военно-морскую базу в Тартусе. Кипр мог бы компенсировать эту потерю. Многие аналитики тем не менее находят фантастической идею размещения российской военно-морской базы вместо Тартуса на Кипре. На Кипре есть только один подходящий для этой цели порт — Фамагуста, и он находится в турецкой части острова. Чтобы разместить российские корабли и подводные лодки в порту в южной части Кипра потребуются масштабные инвестиции.
Даже если Россия не будет строить на Кипре военный порт, многие западные дипломаты и чиновники обеспокоены ее возможным военным присутствием на острове. Такие опасения высказывали, в частности, британские дипломаты. Великобритания имеет на острове базу ВВС «Акротири» с контингентом 2000 человек, сыгравшую ключевую роль при проведении воздушных военных операций в Ираке в 2003 г. и в Ливии в 2011 г.
Возможное расширение присутствия России в регионе может беспокоить и США. С 2012 г. корабли ВМС США находятся в восточном Средиземноморье в рамках функционирования системы противоракетной обороны НАТО. Турция так же может болезненно воспринять любо изменение баланса сил на острове, замечает Ян Лессер из американской научно-исследовательской организации German Marshall Fund.
Другие эксперты, впрочем, сомневаются, что Кипр находится высоко в списке стратегических приоритетов РФ. «Кипр и так уже представляет собой рассадник шпионажа, где сотрудники русских спецслужб проводят свободное время вместе чиновниками НАТО», - говорит один бывший западный дипломат. «Россия уже получает от Кипра все, что только может», - добавляет он.
Перевела Надежда Дмитриенко