Boeing подала иск к РКК «Энергия» с требованием возместить ей $356 млн


Американская аэрокосмическая корпорация Boeing подала к Российской космической корпорации (РКК) «Энергия» и украинскому КБ «Южное» иск с требованием возмещения своих затрат в размере $356 млн (плюс проценты на момент возможного удовлетворения иска). Эти затраты Boeing понесла, оплатив долги компании «Морской старт» в ходе ее реструктуризации в 2009 г. В этой компании, занимавшейся пусками космических ракет-носителей «Зенит» российско-украинского производства с океанской платформы, Boeing, «Южное» и «Энергия» были совладельцами. Две последние компании оплачивать долги отказались.

Как сообщило агентство Bloomberg, иск был подан в окружной суд Центрального округа Калифорнии в Лос-Анджелесе. Ранее в 2009 г Boeing подавала иск по этому случаю в стокгольмский арбитраж, но там приняли решение, что дело не находится в его юрисдикции. В отчетности Boeing содержится информация о том, что, по ее оценке, на долю «Энергии» из этих $356 млн приходится $233 млн, а на долю украинского «Южного» – $123 млн. Представители Boeing, «Энергии» и Роскосмоса от комментариев воздержались.

«Морской старт» в 2009 г. после неудачного запуска (еще один неудачный пуск состоялся на прошлой неделе) подал в американский суд иск с защитой от банкротства, после этого 37% своей доли Boeing переуступила «Энергии», и сейчас 95% «Морcкого старта» принадлежит «внучке» «Энергии».

Как сообщил газете «Известия» президент «Энергии» Виталий Лопота, он предложил государству выкупить у «Энергии» акции «Морского старта». Однако вчера зампредседателя Военно-промышленной комиссии Иван Харченко заявил журналистам, что не видит никакого смысла в этой покупке: «Морской старт» – это просто предприятие, в котором есть учредители и нет никаких материальных активов».

По словам менеджера предприятия аэрокосмической отрасли, Лопота после отставки в прошлом году директора компании РКС Юрия Урличича (в момент активизации уголовного дела о хищениях при создании системы «Глонасс») остался в космической отрасли последним влиятельным менеджером, системно сопротивляющимся планам руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина по реформированию отрасли путем создания госкорпорации. История с иском Boeing наряду с неудачей последнего запуска «Морского старта» может быть использована для его снятия, считает собеседник «Ведомостей», а сам проект не имеет серьезных перспектив.

Иск от такой серьезной корпорации, как Boeing, имеет существенные перспективы, всю ситуацию с «Морским стартом» можно считать управленческой ошибкой, за которую следует нести ответственность, полагает эксперт по вооружениям Константин Макиенко.