Медведев: "Нужно подумать, каким образом Россия накормит мир"

Члены российского правительства, бизнесмены и эксперты в Давосе обсуждали перспективы российской экономики с иностранными инвесторами
Д.Астахов
Д.Астахов / РИА Новости

Но чтобы производительность росла, нужно, чтобы у всех хозяйствующих субъектов были стимулы к ее повышению, заметил Кудрин: «Не только в "Сколково" чтобы мы придумывали инновации, не только говорили об отдельных иностранных инвестициях и отдельных лицензиях – этот стимул должен быть у обычного предприятия». Базовое условие для этого – конкуренция, которую нужно холить и взращивать, заметил он: «А это смотри пункты «государственное управление», «коррупция», «правоохранительные органы», «давление на бизнес».

Сегодня в Давосе члены российского правительства, бизнесмены и эксперты продолжили обсуждать перспективы российской экономики с иностранными инвесторами – день начался с делового завтрака «ВТБ капитала».

3% – много или мало?

Участники завтрака прогнозировали среднесрочные темпы роста и мировой, и российской экономики осторожно. Когда вице-премьер Аркадий Дворкович предложил проголосовать за вариант «высокие темпы роста для мировой экономики», руку не стал поднимать никто. Сошлись на умеренных темпах в 3%. Те же показатели для России при голосовании уже попали в категорию «высоких». «Я верю в 3%, но надеюсь на большее», – резюмировал премьер Дмитрий Медведев.

Нездоровый рост

Один из основных факторов роста российской экономики – потребительский спрос. Но ситуация, при которой темпы роста потребления превышают темпы роста производительности труда, «нездоровая», заметил Дворкович. Вопрос производительности сейчас стал ключевым для России, подчеркнул экс-министр финансов Алексей Кудрин. Этот показатель отличает Россию в худшую сторону – российская производительность вдвое меньше европейской. Повышать ее нужно темпами выше средних в мире, продолжил Кудрин.

Стимулы для всех

Нет институтов – нет смягчения

Без улучшения качества институтов невозможно и смягчение монетарной политики, подчеркнул зампред ЦБ Алексей Улюкаев: к мерам фискальной и монетарной политики можно прибегать, если потенциал роста экономики превышает фактические темпы роста, а у России они близки к потенциальным. Но смягчения от ЦБ все равно ждут, посетовал президент ВТБ Андрей Костин. Он заметил, что намерен «воспользоваться присутствием председателя правительства», и вновь заметил, что было бы хорошо, чтобы ЦБ все-таки понизил процентные ставки. Премьер давить на регулятора все-таки не стал, а Улюкаев вновь повторил, что в зависимости от экономической ситуации ставки могут быть как понижены, так и повышены.

Россия накормит мир

Второй день продолжилось и обсуждение перспектив российской экономики в условиях падения цен на нефть. При цене барреля в $80-$90 вопросы качества госуправления и эффективности институтов встанут лишь острее, подчеркнул Дворкович, а следование бюджетному правилу, сокращение расходов и оптимизация структуры бюджета станут критически необходимы. Сейчас бюджет по-прежнему «перекошен», вновь напомнил Кудрин: образование и здравоохранение недофинансированы, но при этом идет существенный рост оборонных расходов и социальных выплат. Россия должна готовиться к возможному падению цен, признал Медведев, но «без истерик, спокойно получая нефтяные доходы». В перспективе Россия должна определиться, что «предъявить миру», когда на смену углеводородам придут новые источники энергии. По мнению премьера, важной статьей экспорта могло бы стать продовольствие, как это было в начале ХХ в.: «Нужно подумать, каким образом Россия накормит мир».