«Левада-центр»: кем заменить Владимира Путина

Если Владимир Путин уйдет или ослабнет, в руководстве страны начнется передел сфер влияния, опасаются респонденты «Левада-центра». Они считают, что Путина можно заменить, но не знают, кем именно

Если Путин не сможет так же активно управлять страной, как раньше, в его окружении начнется передел сфер влияния, считает наибольшая группа респондентов – 44,3% (опрос, в котором были использованы вопросы «Ведомостей», проводился в декабре среди 1600 человек в 45регионах). Впрочем, 41,3% убеждены, что существенных изменений не произойдет: команда Путина продолжит его курс.

Подавляющее большинство (89,5%) не могут назвать человека, который мог бы сменить Путина на посту президента. Но 47,3% россиян уверены: если потребуется, замена найдется, лишь 27% опрошенных считают, что альтернативы действующему главе государства нет. Видеть Путина на посту президента после 2018 г. хотели бы менее четверти (23%) россиян.

«Мы это заметили еще летом, – отмечает президент Центра политических исследований Игорь Бунин. – По данным наших фокус-групп, даже ядерный электорат президента начал задумываться о том, кто придет ему на смену».

Популярность Путина снижается с августа 2008 г., напоминает директор «Левада-центра» Лев Гудков. Начавшийся кризис поставил под сомнение всю риторику стабильности, хотя причины для недовольства в разных социальных средах разные. В городском классе оно появилось с осени 2010 г. Периферия – село и малые города – недовольны сокращением социальных расходов и инфляцией. Рейтинг президента снижается медленно, но устойчиво и необратимо. Отсюда – понимание того, что новый лидер должен рано или поздно появиться. Но пока его нет даже на горизонте.

По данным опроса, среди тех, кого граждане готовы видеть в роли президента после или вместо Путина, чаще всего называли Дмитрия Медведева (14%), Сергея Шойгу (8%), Геннадия Зюганова (6%), Михаила Прохорова (5%) и Владимира Жириновского (4%). Представители внесистемной оппозиции Алексей Навальный, Гарри Каспаров, Михаил Касьянов и Борис Немцов получили менее процента. В августе Медведева в роли потенциального преемника Путина назвали 10%, а Зюганова – 12%.

Невысок уровень поддержки как действующих политиков, так и лидеров внесистемной оппозиции, отмечает Гудков. Лидер, который появится, должен сочетать опыт участия во власти с явной демонстрацией оппозиционности. Возможно, это получилось бы у Алексея Кудрина – если бы он предпринял определенные шаги.

Потенциальный кандидат должен быть приемлемым для Путина и получить поддержку значительной части элиты. Вариант «назначения» преемника, как это было с Медведевым, уже не пройдет, уверен Бунин.