Сечин не хочет помочь Медведеву выполнить предвыборные обещания Путина

Игорь Сечин перешел в контрнаступление на правительство. Он потребовал согласовать с президентом Владимиром Путиным решение об изъятии в бюджет 95% прибыли «Роснефтегаза». Если деньги все-таки уйдут, «Роснефтегаз» заработает на продаже акций «Роснефти» BP
Y.KADOBNOV/ AFP

Если деньги будут изъяты, то у Сечина уже есть вариант, как снова обеспечить наличностью «Роснефтегаз». В пятницу Сечин сообщил подробности встречи с Путиным, где были также председатель совета директоров ВР Карл Хенрик Сванберг и главный управляющий директор Роберт Дадли. Сечин объявил, что «Роснефть» может выкупить у BP ее долю (50%) в ТНК-ВР.

Брифинг президента «Роснефти» и председателя совета директоров «Роснефтегаза» Игоря Сечина стал центральным событием инвестиционного форума в Сочи. Встречу он назначил на полдень пятницы – одновременно с выступлением на пленарном заседании форума премьера Дмитрия Медведева.

Накануне Медведев поддержал предложение Минфина об изъятии у «Роснефтегаза» 95% прибыли (около 123,5 млрд руб.) в федеральный бюджет. Деньги нужны для финансирования предвыборных обещаний президента Владимира Путина и докапитализации «Русгидро», что позволит компании построить новые мощности на Дальнем Востоке. Это ставит крест на предложенной Сечиным идее участия «Роснефтегаза» в приватизации энергетических госкомпаний (см. врез).

Правительство, как собственник, вправе распоряжаться активами так, как считает необходимым, и «Роснефтегаз» исполнит решение, заметил Сечин, но добавил: «Если будет директива, согласованная с президентом страны». Он дал понять, что попытается переубедить Путина.

По распоряжению правительства 91-р от 2003 г. директивы подписывает премьер или вице-премьеры, согласования с президентом или его администрацией не требуется даже в отношении стратегических активов, в том числе «Роснефтегаза», говорит чиновник финансово-экономического блока правительства: с администрацией президента согласовываются только кадровые вопросы – состав совета директоров и его председатель.

Согласование такого решения президентом может быть только неформальным, подтверждает и управляющий партнер Goltsblat BLP Андрей Гольцблат: «Правда, в нашей государственно-правовой системе возможно все, что угодно». Если президент начнет согласовывать решения и по другим компаниям, то у него просто не хватит времени, считает адвокат Илья Рачков.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не исключает, что предложение правительства будет обсуждаться на ближайшем заседании возглавляемой Путиным президентской комиссии по топливно-энергетическому комплексу. Оно состоится не раньше октября и позиция президента будет определена по его итогам, считает Песков. По данным «Ведомостей», в администрации президента к идее правительства относятся благосклонно. «Главное, чтобы изъятые средства не пошли в резервный фонд», – говорит сотрудник администрации.

По данным Sunday Times, BP планирует ввести в совет директоров известного россиянина – это будет частью нового делового альянса с Кремлем, в частности, для освоения Арктики. Кто именно этот человек, газета не знает, а BP не комментирует. В любом случае директора из России за всю 104-летнюю историю у BP не было.

Дмитрий Борисов из Номос-банка оценивает долю британцев в $20–25 млрд. Деньги «Роснефть» привлечет с рынка. По информации Bloomberg, госкомпания ведет переговоры с банками о кредите в $15 млрд.

Полученные средства BP хочет вложить в проекты в России, а также купить акции «Роснефти», заявил Сечин, что укладывается в план государства о снижении доли в ней. На какой пакет рассчитывают британцы, Сечин не сказал, но объяснил, что будет сокращен госпакет, а 12,5% казначейских (II квартал 2012 г.) акций проданы не будут.

BP планировала получить 9,5% акций «Роснефти» в прошлом году, отдав российской госкомпании 5% собственных. Сделку заблокировал второй акционер ТНК-BP – консорциум «Альфы», Access и «Реновы», который посчитал, что британцы нарушают условия акционерного соглашения.

Государство планирует к 2016 г. полностью выйти из капитала «Роснефти». Госпакет принадлежит «Роснефтегазу», таким образом, именно он будет формальным продавцом акций и получателем средств.

Если BP по-прежнему претендует на 9,5% «Роснефти», то на LSE такой пакет стоил в пятницу $6,7 млрд.

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил «Ведомостям», что «Роснефтегаз» отдаст в бюджет и средства от продажи акций «Роснефти»: «Дивидендная политика компании не будет зависеть от источников прибыли».

«Публичные заявления о неподчинении Медведеву показывают, что чиновники уже ни во что не ставят премьера», – сетует политолог Дмитрий Орешкин: в путинском окружении есть люди, которые хотели бы возложить на Медведева ответственность за негативную экономическую ситуацию и связать его по рукам, и в этой жестокой борьбе премьер обречен на поражение. Орешкин подчеркивает, что предвыборные задачи ставит Путин, а Медведев оказывается ответственным за их выполнение: «Денег не хватает, единственное, что можно сделать, – это договориться Медведеву с Путиным насчет «Роснефтегаза», только неизвестно, чем это кончится». Другие пути – это делать займы, раскручивать инфляцию, что-то приватизировать, а последнее не нравится сечинской группе, говорит он: в такой ситуации Медведев со своим более современным взглядом на развитие экономики проигрывает «мастодонтам», которые считают, что все надо контролировать чиновникам, а чиновники должны подчиняться Путину.