Кремль согласился удвоить финансирование системных партий
В среду представители четырех фракций Госдумы могут внести в нижнюю палату соответствующий законопроектВ среду представители четырех фракций Госдумы могут внести в нижнюю палату парламента законопроект об удвоении государственного финансирования партий, рассказал источник в руководстве Госдумы. По его словам, этот вопрос поднимался лидерами парламентских партий еще год назад на одной из встреч с президентом Дмитрием Медведевым, но только при Владимире Путине вопрос был одобрен. Такой законопроект обсуждался, речь шла об увеличении госфинансирования до 50 руб. за голос, подтверждает депутат от КПРФ Вадим Соловьев. Чиновник администрации президента знает о готовящейся инициативе депутатов и говорит, что никаких возражений у них нет.
Сейчас каждая партия, набравшая более 3% на последних парламентских выборах, получает ежегодно по 20 руб. за каждый голос, отданный в ее пользу. И единовременно еще по 20 руб. за голос, который получил выдвинутый партией кандидат в президенты. По данным председателя ЦИК Владимира Чурова, в этом году на финансирование партий выделено в общей сложности 1,27 млрд руб. - об этом он сообщил в январе, выступая на правительственном часе в Госдуме. Если закон будет принят, эта сумма увеличится до 1,58 млрд руб.
По итогам парламентских выборов 2011 г. самую большую дотацию — 686 млн руб. получает «Единая Россия». КПРФ заработала 267 млн руб., "Справедливая Россия" - 184 млн руб., а ЛДПР — 162 млн руб. Кроме того, 48 млн руб. на протяжении следующих пяти лет будет получать «Яблоко», не прошедшее в Госдуму, но набравшее более 3%. По итогам выборов 2008 г. ни одна непарламентская партия денег из бюджета не получала.
Увеличение госфинансирования партий — общемировая тенденция, отмечает политолог Александр Кынев. Это связано с кризисом классических партий — по мере падения их массовости снижается роль членских взносов, госдотации призваны компенсировать этот процесс. Во всем мире увеличение госфинансирования — вопрос дискуссионный, отмечает эксперт. Его сторонники считают, что это повышает независимость партий от спонсоров, противники указывают, что это ведет к росту бюрократизации политобъединений, затрудняет смену лидеров и создает зависимость от государства в тех случаях, когда сам политический режим вызывает вопросы.