Изменения в налогообложении топлива обойдутся потребителям в дополнительные 145 млрд руб.
Правительство может пойти на дополнительную индексацию топливных акцизов в 2013–2015 гг., чтобы не допустить сокращения доходов дорожных фондов. Потребители могут заплатить дополнительно до 145 млрд руб. налоговО том, что на вчерашнем совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича обсуждалась проблема наполнения дорожных фондов, «Ведомостям» рассказали несколько федеральных чиновников. По их словам, на совещании обсуждались планы компенсации выпадающих доходов фондов за счет роста ставок акцизов на бензин и дизтопливо. Эту идею поддержали Минтранс и Минфин, говорят чиновники.
На сокращение доходов фондов повлияет в основном дифференциация акцизов на разные классы топлива. С 2011 г. (до этого ставка была единой) акциз стал тем ниже, чем выше экологический класс выпускаемого топлива: так государство стимулирует нефтяников инвестировать в модернизацию НПЗ. Причем межклассовая разница растет: сейчас для топлива стандарта «Евро-5» ставка на 35% ниже, чем для «Евро-3», а в 2015 г. разница в ставках станет двукратной. И чем выше экологический класс топлива, выпускаемого нефтеперерабатывающими заводами, тем ниже доходы дорожных фондов. Причем их потери (по сравнению с долгосрочным прогнозом поступлений) будут расти с каждым годом: от 15 млрд в 2013 г. до 97 млрд руб. в 2015 г., рассказал федеральный чиновник, участвовавший в совещании. Всего за эти три года дорожные фонды недоберут около 145 млрд руб. Кроме того, с 2014 г. нельзя будет продавать на открытом рынке наиболее популярный сейчас бензин класса «Евро-3», а заменяющие его «Евро-4» и «Евро-5» дадут меньше поступлений от акцизов.
Уже согласованный в июле ведомствами проект повышения акцизов предполагает рост ставок для топлива стандарта «Евро-4» в следующие три года на 1,3 руб., 0,64 руб. и 0,71 руб. соответственно, для стандарта «Евро-5» – сохранение ставки в 2013 г., затем рост на 0,39 руб. и 0,42 руб. По словам чиновников, Минтранс к совещанию у Дворковича подготовил сразу три сценария дополнительного роста акцизов, основное увеличение темпов по сравнению с ранее согласованными происходит в 2014 и 2015 гг. (предложения ведомства есть в распоряжении «Ведомостей»).
Один из вариантов предполагает равномерное повышение акцизов на «Евро-4» и «Евро-5» на 1 руб. в 2014 г. и в 2015 г. Другой – ускоренное повышение акциза на «Евро-5» в 2014 г. (на 1,62 руб. против 0,75 руб. для «Евро-4») и равномерное для двух классов в 2015 г. (1,13 руб.).
Третий, напротив, ускоренный рост ставок на «Евро-4»: в 2014–2015 гг. на 0,83 и 1,13 руб. против 0,71 и 0,38 руб. для «Евро-5».
Минфин предлагает индексировать по сравнению с прежними предложениями только ставку на «Евро-4» и «Евро-5», не трогая «Евро-3», говорит другой федеральный чиновник: за счет этого в расчете на литр стоимость высокооктанового бензина в 2013 г. вырастет на 40–50 коп., в 2014 г. – до 70 коп., в 2015 г. – от 70 коп. до 1,3 руб. По мнению Минфина, объясняет чиновник, такая индексация компенсирует потери дорожных фондов, максимум которых – 97 млрд руб. – приходится на 2015 г.
Решения на совещании принято не было, говорят собеседники «Ведомостей». По словам представителя секретариата Дворковича, вице-премьер дал ведомствам сутки на дополнительные расчеты. Участник совещания знает, что Дворкович собирается в ближайшие дни обсудить проблему с премьер-министром. Другой чиновник замечает, что на решение осталось не так много времени – к 20 сентября нужно внести проект с акцизами в Госдуму.
Один из участников совещания замечает, что, например, потери в 15 млрд руб. в 2013 г. при общих объемах фондов в 0,5 трлн руб. вполне можно компенсировать за счет сокращения стоимости строительства. По крайней мере, лучше, чем повышать акцизы, которые только-только с 1 июля снизились, добавляет он.