Министерства предлагают сильно изменить пенсионную систему

«Ведомостям» стали известны предложения министерств, что делать с пенсиями. Варианты самые разные – от мягких до радикальных, но все они сильно меняют пенсионную систему
А.Астахова
А.Астахова / Ведомости

Две реформы

Сделать выбор правительство должно в сентябре. На этот срок премьер Дмитрий Медведев отложил решение сложного вопроса о пенсионной реформе, рассказали «Ведомостям» два сотрудника аппарата правительства.

Это будет уже третья пенсионная реформа за 10 лет. Первая была проведена от бедности, вторая – от изобилия.

Сначала в 2002 г. распределительную пенсию (пенсионный платеж идет на выплаты нынешним пенсионерам) заменили на распределительно-накопительную (платеж расщепляется на выплаты текущих пенсий и индивидуальный накопительный счет). Нефть тогда стоила $23 за баррель, правительство не было уверено в стабильном наполнении Пенсионного фонда (ПФР), и единственным выходом казалось развитие индивидуальных накоплений.

В начале 2008 г., когда позади остались $120 за баррель, правительство затеяло вторую, очень затратную реформу. С 2010 г. был отменен ЕСН и введен повышенный страховой платеж. Но главное – правительство валоризировало пенсионные права и индексировало пенсии. Пенсионеры перестали быть бедняками, радуются чиновники.

Популярные решения были проведены, но денег стало не хватать. По данным Минфина, дефицит бюджета ПФР достиг 1,7% ВВП (924 млрд в 2011 г.) и, если ничего не менять, к 2050 г. он удвоится, а размер пенсии (коэффициент замещения) уменьшится на 20%.

Поэтому на следующий год намечена третья реформа.

Жесткая линия

Предложения Минтруда – самые жесткие. Сбалансировать пенсионную систему можно быстро – к 2016 г., уверены в ведомстве.

Со следующего года Минтруд обещает найти 451 млрд руб., введя дополнительный налог для корпораций, где работают люди, выходящие на пенсию раньше обычного (181 млрд руб.), и уменьшив с 6 до 2% от фонда оплаты труда накопительный компонент (270 млрд руб.). Индексация и изменения тарифа могут принести еще 50 млрд руб., говорится в материалах Минтруда.

Новую пенсионную формулу Минтруд называет нормативно-страховой (см. инфографику на стр. 03). Ведомство предлагает отказаться от досрочных пенсий и от государственной накопительной пенсии, запретить с 2015 г. льготы по страховым взносам, повысить порог облагаемого взносами заработка, добиться уплаты взносов самозанятым населением, рассчитывать размер заработанной пенсии исходя из стажа и заработка.

Сейчас пенсионные накопления управляются неэффективно, подчеркивает Минтруд: нет институтов, да еще довлеет «негативный опыт либерализации, в том числе приватизации». Вывод: нужно развивать корпоративные пенсионные системы.

Отчисления в накопительную часть ведомство предлагает с 2013 г. сократить до 2%, а 4% направлять на выплату текущих пенсий (туда же идут остальные 16% из 22%-ного пенсионного взноса). Для вредных производств Минтруд предлагает с 2013 г. ввести повышенный тариф страховых взносов в 6 и 9% (в зависимости от категории). Этот взнос работодатель может платить либо в ПФР в распределительную часть, либо в корпоративную пенсионную систему, что даст импульс ее развитию. Необходимо приложить усилия, пишет Минтруд, чтобы к 2015 г. в корпоративные пенсионные системы в целом отчислялось 6%.

Мягкая линия

Концепция Минтруда не решает проблему, возражает его главный оппонент – Минфин: даже к 2020 г. сохранится дефицит ПФР – 0,8% ВВП. Минфин поддерживает часть предложений Минтруда: отмену льгот и вовлечение в обязательную пенсионную систему самозанятых, монетизацию досрочных пенсий (но при более плавном повышении дополнительных взносов: на 2–4% с 2014 г. до 10–15% в 2024 г.).

Новую пенсионную формулу Минтруда (стаж и заработок) Минфин не поддерживает: она «непрозрачна, сложна и содержит риск роста обязательств государства», говорится в материалах ведомства. Из-за роста гособязательств не следует поднимать и облагаемый взносами порог зарплат.

Следствием фактической отмены накопительной части станут рост расходов на выплату пенсий и снижение их размера, пишет Минфин, потеря долгосрочного инвестиционного ресурса (к 2014 г. объем накоплений достигнет 3,5 трлн руб.), ухудшение рынка госдолга и политическое недоверие к накопительной пенсионной системе.

Минфин предлагает иной выход из пенсионного тупика: повысить минимальный страховой стаж с 5 до 10 лет, изменить порядок индексации пенсий (на среднее между уровнем инфляции и ростом зарплаты), стимулировать более поздний выход на пенсию, увеличивая ее на 6% за каждый дополнительно отработанный год. Все это, по расчетам Минфина, позволит к 2020 г. сократить дефицит ПФР до 0,46% ВВП.

Развивать добровольные накопления, отменив обязательные, не получится, даже уже имеющиеся добровольные системы могут быть свернуты, согласен президент Сбербанка Герман Греф – он написал об этом Медведеву. Аргументы противников обязательных накоплений Греф считает несостоятельными, например часто используемое ПФР сравнение: за 2004–2011 гг. пенсии были проиндексированы на 337% – выше инфляции (215%) и результатов инвестирования ВЭБа (149%) и НПФ (159%). Для 2000-х гг. были характерны высокие темпы зарплат, намного превышавшие производительность, высокая инфляция, отрицательные реальные процентные ставки, что давало распределительной системе временные преимущества, но долгосрочно такие пропорции поддерживать невозможно, указывает Греф. К тому же через НПФ средства инвестировались всего семь лет, из которых три года пришлись на самый тяжелый за последние 70 лет кризис, так что выносить приговор доходности накоплений преждевременно.

Средняя линия

Распределительная система выгоднее работникам с низким заработком, признает Греф, но для людей с зарплатой выше средней, напротив, возрастает значимость накоплений. Греф приложил к письму Медведеву предложения по изменению пенсионной системы Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений: по мнению главы Сбербанка, они могут оптимизировать обязательную накопительную составляющую и сократить дефицит федерального бюджета.

Эксперты предлагают перейти к прогрессивной ставке взносов на накопительную пенсию: для зарплат ниже 100 000 руб. в год – 0%; для зарплат до облагаемого взносами порога (с учетом ежегодной индексации) – нынешние 6%; выше облагаемого взносами порога перевести в накопительную часть 10%, сейчас уплачиваемые в распределительную. По расчетам экспертов, за 30 лет (2002–2032 гг.) при реальной доходности в 3% в 2014–2019 гг. и 4% – с 2020 г. ежемесячные выплаты накопительной части у работника, имеющего среднюю зарплату, составят 5,4% от ее размера; у работника с заработком вдвое выше среднего – 13,3%, втрое выше – 22,8%. Работник с зарплатой вдвое ниже средней накопит лишь 1,9%. За счет перевода части работников с низким заработком в распределительную систему ПФР будет получать дополнительно 40–50 млрд руб. (расчет для 2011 г.).

Предложение Экспертного совета увеличивает взносы в распределительную часть, сокращая дефицит ПФР, говорит Татьяна Омельчук из АНХ, планку в 100 000 руб. можно и повысить. Сама идея верная – не меняя размер взносов, увеличить доход распределительной части, оставив возможность накапливать тем, кому это выгодно. Сокращать накопительный взнос до 2% бессмысленно, согласна Омельчук с Минфином: это настолько малый объем, что даже вести счета дороже. Замдиректора Института гуманитарного развития мегаполиса Юрий Горлин и депутат Андрей Исаев считают, что надо предоставить право выбора – копить или не копить – самим гражданам, установив для этого переходный период, – такое предложение вчера они высказали в Минтруде.