Минюст отказался регистрировать "Синие ведерки"
Противники чиновничьих мигалок считают решение регулятора незаконным и обещают обжаловать его в судеОбщественная организация «Синие ведерки», отстаивающая права автомобилистов и публикующая примеры грубого нарушения водителями VIP-автомобилей правил дорожного движения, не прошла регистрацию в Минюсте, рассказал лидер организации Петр Шкуматов. Как сообщает в письме Главное управление Минюста по Москве, устав организации противоречит российскому законодательству, документы представлены не полностью и «оформлены в ненадлежащем порядке».
Выявленные Минюстом недочеты: в уставе организации нет пункта о правомочности заседания коллегиального высшего органа, если на нем присутствует более половины членов, не прописаны права структурных подразделений по управлению имуществом. «Отдельные виды деятельности» не соответствуют целям создания организации, но какие — не сказано. Получить разъяснения в Минюсте «Ведомостям» также не удалось — телефоны отдела регистрации НКО московского управления вчера не отвечали.
Шкуматов убежден, что в регистрации «Ведеркам» отказано по абсолютно формальным причинам: на самом деле и правомочность коллегиального высшего органа, и права структурных подразделений в уставе прописаны. На словах сотрудники Минюста разъяснили, что из видов деятельности следует убрать пункт, который подразумевает защиту прав и законных интересов автомобилистов. Поскольку такое требование незаконно, оно не могло появиться в официальном отказе. Но чиновники дали понять, что правозащитную организацию в Москве ни при каких обстоятельствах не зарегистрируют.
«Ведерки» намерены в ближайшее время оспорить отказ в суде. «Мы были готовы к тому, что нам откажут в регистрации — но со ссылкой на недостатки, которые можно было бы исправить. Однако Минюст этого не сделал. Хорошо, пусть это сделает суд», — говорит Шкуматов.
Председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков говорит, что отказ в регистрации был ожидаем: в Москве уже около 10 лет действует негласная установка не регистрировать организации, которые указывают в качестве уставных целей защиту прав и свобод человека. Чиновники требуют изменить формулировку на «содействие госорганам в защите прав и законных интересов». Видимо, такая специфика связана со своеобразным толкованием органами регистрации Конституции, в которой сказано, что государство осуществляет защиту прав и свобод человека. Следовательно, все остальные могут только помогать — иное означало бы, что общественность посягает на полномочия государства.
В других регионах таких проблем нет, но тенденция общая, отмечает Чиков: зарегистрировать правозащитную НКО с первого раза невозможно. Это либо сопряжено с коррупцией (услуги по регистрации НКО в разы дороже, чем коммерческой организации), либо приходится скрывать истинные цели создания организации.