Бастрыкин извинился за угрозы в адрес замредактора «Новой газеты»

Председатель СКР Александр Бастрыкин извинился за выпады и угрозы в адрес замредактора «Новой газеты» Сергея Соколова. Инцидент требует дальнейшего разбирательства, считают в Госдуме

Вчера Бастрыкин принес извинения «Новой газете» и ее главному редактору Дмитрию Муратову за угрозы в адрес Соколова. Это произошло на встрече с главными редакторами СМИ в «Интерфаксе». Председатель Следственного комитета признал, что был неправ, позволив себе «эмоциональный срыв». Поводом для конфликта стала статья Соколова о приговоре обвиняемому по делу о массовом убийстве в станице Кущевская Сергею Цеповязу, который за сокрытие этого преступления отделался штрафом в 150 000 руб.

В среду Муратов опубликовал открытое письмо, в котором обвинил Бастрыкина в том, что он вывез Соколова «в подмосковный лесок», где обещал «отрезать ему голову и отрубить ноги». Вчера утром в интервью газете «Известия» Бастрыкин назвал заявления Соколова «бредом воспаленного мозга». Но на встрече в «Интерфаксе» председатель СКР факт разговора с Соколовым признал. По его версии, беседа происходила не в лесу, а на обочине дороги, где Бастрыкин распорядился притормозить машину. «Я не имел права срываться, но я сорвался. Приношу извинения», – сказал он. По словам Бастрыкина, Соколов во время этого разговора проявил терпение и выдержку, благодаря чему беседа закончилась мирно.

Позднее, сообщает сайт «Новой газеты», Муратов связался по телефону с Соколовым и передал телефонную трубку Бастрыкину, который принес извинения журналисту. Соколов в ответ также извинился за, возможно, резкие слова, и стороны объявили инцидент исчерпанным.

Поведение Бастрыкина дискредитирует его самого и госорган, который он возглавляет, полагает доцент кафедры госуправления ВШЭ Павел Кудюкин. Общие принципы служебного поведения госслужащих требуют проявлять корректность в обращении с гражданами и уважительно относиться к деятельности представителей СМИ, однако для лиц, замещающих госдолжности, такие требования носят рекомендательный характер. Это означает, что решать, наказывать ли Бастрыкина за «эмоциональный срыв» и как, будет президент, который его назначил. Владимир Путин не любит принимать решения под давлением, напоминает Кудюкин, в его логике будет отстоять сейчас Бастрыкина, если только сам он не желает этой отставки.

Депутат-единоросс Госдумы Александр Хинштейн убежден, что, принося извинения, Бастрыкин просто пытается замять скандал. Если то, что говорит Соколов, правда, то в действиях Бастрыкина можно усмотреть состав преступления – угрозу убийством. Независимо от того, где происходило общение – в посадках или в лесу, подчеркивает депутат. Если то, что говорит Соколов, неправда, то закон нарушил он – и это уже называется клевета.

Однако привлечь председателя СКР к уголовной ответственности непросто: такое решение, как следует из ст. 448 УПК РФ, принимается исполняющим обязанности председателя СКР на основании решения коллегии трех судей Верховного суда, которая по представлению президента должна дать заключение о наличии в его действиях признаков преступления.