Вступление России в ВТО вызовет очередной кризис в моногородах
После вступления России в ВТО моногорода могут снова пережить кризис, но старые меры поддержки уже не сработают, предупреждают эксперты Российской экономической школы (РЭШ) и Ernst & Young (EY)Российские регионы по-разному переживут присоединение России к ВТО, говорится в обзоре РЭШ и EY «ВТОрична для России?»: одни смогут нарастить производство и больше экспортировать, другие сократят выпуск, реальные зарплаты и потребление.
Объемы торговли России после вступления в ВТО (должно произойти летом) авторы сравнивают с 2006 г., этот год был выбран ориентиром для оценки посткризисных торговых потоков.
Средняя пошлина по условиям присоединения снижается с 10% в 2011 г. до 7,8%. Сильного воздействия на экономику это не окажет, объясняет профессор РЭШ Наталья Волчкова. Чем сильнее снижаются пошлины по товарам, тем негативнее последствия для отрасли. Но ни для одной катастрофы не будет, подчеркивает ректор РЭШ Сергей Гуриев. Максимальное падение выпуска – в пределах 7% (для лесной и целлюлозно-бумажной отраслей), следует из результатов.
Эффект для регионов сильно зависит от издержек предприятий и их производительности, размера транспортных и торговых расходов. Среди пострадавших – Тюменская область, Сибирь, Урал, там сокращаются машиностроение, выпуск в легкой и целлюлозно-бумажной промышленности. В наибольшем выигрыше – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Это крупные логистические центры с хорошо развитым сектором услуг, объясняют авторы доклада. У Санкт-Петербурга очень выгодное расположение, город выиграет от увеличения объемов международной торговли, надеется председатель инвестиционного комитета городской администрации Алексей Чичканов.
Внутри регионов выгоды от интеграции в мировую торговлю распределяются неравномерно. Хуже всего, как и в кризис, придется моногородам, градообразующие предприятия которых пострадают от снижения импортных барьеров, констатируют авторы обзора: можно ожидать сокращения производства, роста безработицы или снижения зарплат. По данным Минрегиона, в России свыше 300 моногородов, в которых проживает около 16 млн человек.
В отличие от кризиса 2008–2009 гг. после вступления в ВТО проблемы моногородов будут носить устойчивый характер, предупреждают авторы, а временные меры уже не помогут. В кризис меры поддержки в основном решали тактические задачи, напоминают они: более 37% федеральных расходов на моногорода пришлось на дотации для балансирования местных бюджетов и поддержку предприятий и лишь 7% – на развитие малого и среднего бизнеса. Это помогло снять социальное напряжение и отложило на будущее реструктуризацию нежизнеспособных городов. Поддерживать нужно не отрасли или предприятия, а население, говорит Волчкова: создавать возможности для ведения бизнеса и получения новой профессии, развивать инфраструктуру, запускать технопарки.
В Пикалево подготовлен комплексный инвестиционный план, хвалится мэр Сергей Вебер: создаются промышленные площадки, скоро они будут подключены к инженерным сетям, а инвесторы определят, какие проекты развивать. Производства должны обновляться, рабочие места могут быть сокращены, признает Вебер: уже есть возможность переучиться и найти новую работу.