Президент наградит орденами небывало много чиновников

Как стало известно «Ведомостям», президент перед сложением полномочий наградит орденами небывало много чиновников. Это знак благодарности, неплохая прибавка к пенсии и в случае чего – снисхождение суда
Д.Гришкин
Д.Гришкин / Ведомости

Указами президента будут награждены около 20 сотрудников его администрации, члены правительства и губернаторы, рассказали «Ведомостям» два кремлевских чиновника. Официальная церемония вручения наград намечена на 3 мая. В частности, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени получат два замруководителя администрации Вячеслав Володин и Александр Беглов, а также помощник президента Александр Абрамов. Тот же орден, но IV степени будет вручен пресс-секретарю президента Наталье Тимаковой и руководителю управления внутренней политики Константину Костину. Отметит президент и бывшего первого замглавы администрации президента, вице-премьера Владислава Суркова – он получит орден Почета. Они руководили избирательной кампанией «Единой России», список которой возглавлял президент Дмитрий Медведев. Награды ожидают и сотрудников среднего звена. Пресс-служба президента эту информацию не комментирует.

Кремлевский чиновник говорит, что такое массовое награждение знаками отличия высшего уровня в администрации президента проходит впервые. В предыдущий раз в 2008 г. уровень наград и награжденных был ниже, да и орденов вручили меньше, вспоминает он. При уходе с поста президента Бориса Ельцина в 1999 г. и Владимира Путина в 2007 г. массовых награждений кремлевских чиновников не было, подтверждает бывший чиновник Минобороны. И Ельцин, и Путин в последний месяц перед уходом с поста президента издавали несколько десятков указов о награждениях, но в основном отмечались деятели науки и культуры, передовики производства, сотрудники МИДа и региональные чиновники.

В наградной список Медведева кроме его кремлевских соратников попали и другие высокопоставленные чиновники. Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени получит первый вице-премьер Виктор Зубков, те же ордена, только II степени, предназначаются министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву, губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и председателю Следственного комитета России Александру Бастрыкину. Нургалиев и 70-летний Зубков почти наверняка покидают правительство. Причем Зубков получит высокую награду вопреки традиции награждать орденом с постепенным повышением его степени: в 2006 г. он стал кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Такие исключения делались в последнее время для нобелевского лауреата Жореса Алферова и балерины Майи Плисецкой, а из политических деятелей – для экс-премьера и экс-посла на Украине Виктора Черномырдина (сперва его награждали орденами «За заслуги» III, II и I степеней, а потом IV).

Высокопоставленный кремлевский чиновник, пожелавший сохранить анонимность, объясняет столь массовое вручение орденов грядущими масштабными перестановками в правительстве: когда Путин переходил в правительство в 2008 г., таких массовых отставок не планировалось. Прощаясь с людьми, проработавшими с ним восемь и более лет, президент дает понять, что он был доволен этим сотрудничеством, просто настало время обновления, объясняет смысл этих наград политолог, бывший замруководителя аппарата правительства Алексей Волин. Акт награждения подтверждает, что все – и уходящие, и продолжающие работать – остаются членами команды, их не выкидывают за борт и нет никаких обид, рассуждает бывший чиновник. К тому же многие государственные деятели – люди тщеславные, признает он.

При этом вместе с орденом его кавалер получает и вполне практические льготы и преференции. Наличие ордена «За заслуги перед Отечеством» дает право на надбавку к основной пенсии: для обладателей ордена I степени она равна четырехкратному размеру социальной пенсии (сейчас – 3223 руб.), для кавалеров ордена других степеней – трехкратному. По словам адвоката Генри Резника, государственные награды должны учитываться судами как смягчающее обстоятельство при определении меры наказания и на практике так оно и бывает. Орден также может стать основанием для амнистии, если данная категория награжденных будет упомянута в законе Госдумы об амнистии. Так произошло с клиентом Резника, имевшим госнаграды, Владимиром Гусинским: в 2000 г., когда медиамагната отправили в сизо, выяснилось, что он подпадает под объявленную к 45-летию Победы широкую амнистию, по которой имеющие госнаграды люди освобождались от ответственности даже за тяжкие преступления. Когда защита Гусинского стала на этом основании требовать его освобождения, Госдума пошла на беспрецедентный шаг: поправила свой закон, исключив из него категорию подследственных, к которой относился Гусинский.

По словам следователя СКР, в конце 1990-х – начале 2000-х гг. некоторые предприниматели специально стремились получать ордена и медали, потому что обладатели государственных наград обычно включались Думой в перечни лиц, подлежащих амнистии.