Путин предложил бизнесу закрыть тему итогов приватизации
По мнению кандидата в президенты, одним из вариантов их легитимации может стать выплата разового сбораПремьер-министр Владимир Путин считает приватизацию 90-х гг. "нечестной" и предлагает бизнесу "закрыть" эту тему путем выплаты разового сбора с сомнительных активов. С такой инициативой Путин неожиданно выступил на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. Председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс считает, что узаконить приватизацию компенсацией от бизнеса невозможно.
"Мы должны прямо сказать, что существующее в обществе отношение к предпринимательству, к институту самой частной собственности коренится не только в советском прошлом, <...> но и в том, что происходило в 1990-е гг. Мы с вами много говорили на этот счет, когда бизнес нередко сводился к простому дележу государственного пирога", - заявил премьер в самом начале своего выступления (цитаты по сайту премьера).
"Разные варианты предлагаются, надо с обществом, конечно, это обсуждать, с экспертным сообществом, но так, чтобы действительно общество приняло эти варианты закрытия проблем 1990-х гг. - нечестной, прямо скажем, приватизации, всяких аукционов. Это должен быть либо разовый взнос, либо еще что-то такое, но вместе с вами нам нужно над этим подумать. Я думаю, что и общество в целом, и предпринимательский класс в этом заинтересованы в первую очередь. Эту тему надо закрывать", - добавил он.
По его словам, этот шаг должен позволить обеспечить общественную легитимность самого института частной собственности, общественное доверие к бизнесу: "Иначе мы не сможем развивать современную рыночную экономику, и тем более мы не сможем создать здоровое гражданское общество".
Говоря о "разовом взносе", Путин упомянул, что обсуждал этот вопрос с одним из лидеров "Яблока" Григорием Явлинским, который накануне был окончательно снят с президентской гонки. Введение так называемого windfall tax – налога на «доходы, принесенные ветром», - было одним из пунктов президентской программы Явлинского и программы "Яблока" на выборах в Госдуму, куда партия тоже не попала. "Здесь он [Явлинский] прав, я с ним согласен, надо нам завершить этот период", - сказал Путин.
Получить комментарии у Явлинского не удалось. По словам его пресс-секретаря, экс-кандидат в президенты очень занят. О встрече и беседе Явлинского с премьер-министром ему тоже ничего неизвестно.
В большинстве стран бывшего соцлагеря, которые прошли через преобразования от государственной к частной собственности, периодически возникает вопрос о справедливости приватизации и компенсации со стороны бизнеса за приобретенную собственность, напоминает предправления «Роснано» Анатолий Чубайс. "Однако мне не известны случаи легитимного решения этой проблемы. Убежден, что и в России сделать это невозможно. Думаю, что интерес к высказанному на съезде РСПП предложению естественным путем исчезнет по окончанию предвыборного периода", - добавил он.
Тема компенсационного налога на участников «грабительской приватизации» 1990-х гг. была одним из основных лозунгов оппозиции на думских выборах в 2007 г. О нем говорили и национал-патриоты, и коммунисты, и «яблочники». Председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев в бытность депутатом Госдумы вносил соответствующий законопроект в нижнюю палату парламента.
"С идеей такого налога выступаю уже пять лет. В 2007 г. опубликовал в газете «Ведомости» статью «Плата за легитимность», где, опираясь на опыт британских лейбористов, обосновывал его необходимость. В том же году, будучи еще депутатом Госдумы, внес соответствующий законопроект, который до сих пор лежит где-то на полках здания на Охотном ряду", - прокомментировал Лебедев предложение Путина в свое блоге.
Правительства лейбористов в 1997 г. обязало заплатить единоразовый сбор собственников имущества, которое, по общему мнению, было передано по несправедливым ценам правительством консерваторов Маргарет Тэтчер в частные руки в 1980-е гг. «Настоящую» стоимость приватизированных компаний британцы посчитали, вычислив среднюю чистую прибыль компаний за первые четыре года после приватизации и умножив ее на коэффициент 9,3. С разницы между «настоящей» и «продажной» ценой British Gas, British Telecom, British Energy, Centrica и другие компании в два этапа уплатили налог по ставке 23%, в результате чего королевская казна пополнилась на $8 млрд.