Медицине и образованию оставили всю прибыль
Правительство впервые освободило целые отрасли от налога на прибыль: льготы получили медицина и образование. Чиновники надеются на инвестиционный бум в этих отраслях, но прогнозы участников рынка и экспертов гораздо скромнееСписок услуг оказался очень широк: от налога освобождено все образование, в том числе послевузовское, и вся медицина (см. врез). Государство впервые ввело такую льготу для целых отраслей. До сегодняшнего дня не платить налог с прибыли могли, например, резиденты фонда «Сколково», Центробанк, частично – резиденты особых экономических зон. Первым об этой льготе объявил первый вице-премьер Игорь Шувалов в январе 2010 г. Именно он и президент Дмитрий Медведев продвигали эту идею через комиссию по модернизации, вспоминает участвовавший в обсуждении чиновник.
Сейчас частные клиники занимают 5% от числа всех лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в России, подсчитали аналитики отраслевой исследовательской компании Cegedim. Средняя рентабельность коммерческих клиник в Москве – 20–30%, в регионах – 20–23%, говорит директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. По данным BusinesStat за 2010 г., среди медучреждений в тройку лидеров по выручке от оказания медицинских услуг на российском рынке входят сеть клиник «Медси» (принадлежит АФК «Система»), АО «Медицина» и Европейский медицинский центр (данные по выручке аналитики не указывают). Свои коммерческие сети клиник имеют страховые компании «Ингосстрах» и «Альфа-страхование».
Вчера правительство опубликовало на сайте перечень образовательных и медицинских услуг, оказание которых освобождается от уплаты налога на прибыль. Теперь клиники, школы и институты смогут воспользоваться этой льготой, установленной в Налоговом кодексе с января 2011 г. Без перечня правительства норма не работала.
Льгота стимулирует развитие частных медицинских и образовательных услуг, чтобы они составили конкуренцию государственным, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова. «В результате должно улучшиться качество оказываемых услуг, а в долгосрочной перспективе возможно даже снижение цен», – прогнозирует она. Правительство согласилось с тем, чтобы список был как можно более широким, например, по медицинским услугам он включает почти все лицензируемые, даже косметологию. Это упростит и отношения медиков с налоговыми инспекциями, добавляет Илюшникова: компании смогут показать лицензию – и вопросов к ним не будет.
Одновременно планируется передать частным компаниям и часть государственного заказа на лечебные и образовательные услуги, продолжает сотрудник аппарата правительства. «Госзаказ и налоговые льготы должны сделать социальные отрасли, прежде всего медицину, максимально привлекательными для инвесторов – пусть доход не такой высокий, как в финансовой сфере, зато стабильный», – объясняет собеседник «Ведомостей». Через какое-то время эффект от притока инвестиций должно почувствовать и население – он будет выражаться в повышении качества и доступности услуг, отмечает чиновник.
Группе «Медси» освобождение от налога на прибыль позволит ежегодно экономить 50–70 млн руб., передал через представителя вице-президент компании Максим Владимиров. Эти деньги пойдут на развитие: «Чтобы предлагать пациентам современные методы лечения, нужно обновлять оборудование, повышать квалификацию врачей, использовать передовые информационные технологии – на эти цели мы хотели бы потратить сэкономленную сумму». О том же говорит и финансовый директор «Инвитро» Наталья Баранова: компании скорее будут использовать высвободившиеся средства для развития, а не снижать стоимость услуг. «Ожидать глобального снижения цен не стоит», – прогнозирует она.
Отмена налога на прибыль для медицинских учреждений повысит привлекательность отрасли, но инвестиционного бума не вызовет, считает Мелик-Гусейнов. Так же оценивает влияние этой льготы на образовательную сферу ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. А гендиректор Европейского медицинского центра Артем Гапеев сомневается и в том, что медицина станет более привлекательной для инвесторов. В законе указано, что для получения налоговой льготы медучреждения должны получать 90% дохода от оказания медицинской деятельности, но развивающиеся компании сильно зависимы от банковских займов и предпочитают брать их в валюте, при падении курса валюты они рискуют получить внереализационный доход и, значит, лишиться льготы, объясняет он.
Кроме того, закон предписывает при нарушении условий получения льготы в одном из кварталов выплатить налог на прибыль за предыдущие кварталы, а также заплатить пени, сетует Гапеев. Частным школам и институтам обнуление налога на прибыль точно позволит выжить, это станет дополнительным фактором для новых образовательных проектов, хотя бума сразу и не будет, отмечает проректор Высшей школы экономики Алексей Каспаржак.
Для медицины и образования гораздо важнее размер социальных взносов, чем налог на прибыль, согласен Александр Морозов из HSBС, ведь в этих отраслях расходы на оплату труда в общей структуре расходов велики. На модернизацию и инвестпривлекательность отраслей сработало бы снижение страховых взносов, считает он. «Если повысить социальные платежи, но понизить налог на прибыль, эффект для отрасли все равно будет отрицательным», – резюмирует Морозов.
Положительный эффект будет, хотя масштаб предсказать трудно, настаивает чиновник, принимавший участие в обсуждении правительственной инициативы. Как минимум теперь медицинские и образовательные учреждения могут подать уточненные декларации за истекший период и получить уплаченный с начала года налог обратно, считает адвокат «Пепеляев групп» Юрий Воробьев: «В похожей ситуации с НДС несколько лет назад, когда ставку снизили, но компании платили по старой из-за отсутствия нормативных документов, суды принимали сторону бизнеса».