Работникам предложат оплачивать уход за стариками

В правительстве обсуждаются все новые предложения дополнительных сборов с граждан. Теперь Минздравсоцразвития предлагает специальное страхование для ухода за стариками, его тариф может составить порядка 2% от заработка
Д.Гришкин
Д.Гришкин

В России необходимо ввести страховую систему на случай нужды в уходе в старости, считают чиновники Минздравсоцразвития. Дополнительный взнос на эти цели может составить порядка 2% фонда оплаты труда, рассказал вчера замминистра соцразвития Юрий Воронин, – одним процентом, судя по опыту других стран, не обойтись. Система должна быть солидарной: платить будут все, а пользоваться – только те, кому необходимо.

Построение новой системы необходимо в связке с пенсионной реформой, подчеркивает Воронин, поэтому предложение о новом виде страхования появится в стратегии развития пенсионной системы, которую Минздрав должен подготовить к концу года. Источники финансирования страхования еще не определены, сказал Воронин: это могут быть средства работодателя, работника или обоих поровну. В 2012 г. чиновники начнут обсуждать стратегию, конкретные варианты повышения налоговой нагрузки и те сферы, которые будут за счет этого повышения профинансированы. «Не исключаю, что между ведомствами [за средства с повышенных налогов] начнется настоящая конкуренция», – рассуждает федеральный чиновник. Если бы взносы в 2% с фонда оплаты труда уже действовали, они за этот год составили бы около 265 млрд руб. Для сравнения: бюджет фонда социального страхования в этом году – 460 млрд руб.

Высокопоставленный чиновник одного из федеральных ведомств с идеей Минздравсоцразвития пока не ознакомился, но считает ее экзотической: «Если уж увеличивать фискальную нагрузку, то для решения существующих проблем в пенсионной системе, а не для создания какого-то нового механизма». «Я против дополнительных обязательных взносов на что бы то ни было», – категоричен кремлевский чиновник. А вот Оксана Синявская из Независимого института социальной политики одобряет идею Минздравсоцразвития, ведь рост продолжительности жизни увеличивает именно долю стариков, которым необходим уход (см. врез). «Налоговую нагрузку увеличивать, конечно, не хотелось бы, но то, что сам работник будет платить взносы на старость, это, на мой взгляд, правильно», – резюмирует Синявская.

В Германии, пример которой вдохновил Минздравсоцразвития, обязательное страхование долгосрочного ухода по старости появилось в 1995 г., взнос в 1,95% с заработка делится поровну между работником и работодателем. Страховка предусматривает выплаты наличными, оплату амбулаторного лечения и стационара (максимум – 1550 евро). В Японии страхование долгосрочного ухода финансируется работником, государством, а также самими пенсионерами.

В России лицам старше 80 лет и инвалидам выплачивается двойной фиксированный базовый размер пенсии, т. е. около 6000 руб. в месяц, инвалиды получают еще ежемесячную денежную выплату (1085–3617 руб.). Государство предоставляет нуждающимся бесплатные услуги социального работника, но уходом за стариками он не занимается. Ухаживающим за инвалидами и престарелыми выплачивается ежемесячная компенсация в 1200 руб., а сама эта деятельность включается человеку в страховой стаж, у него формируется расчетный пенсионный капитал за счет бюджета, который платит в ПФР компенсацию в размере стоимости страхового года (13 509 руб. в 2011 г.). Кроме того, ПФР оказывает финансовую поддержку регионам по улучшению материально-технической базы учреждений социального обслуживания и социальной помощи пенсионерам (в 2010 г. – около 0,6 млрд руб.). Но пенсионная система не может нести остаточную социальную нагрузку, убежден Воронин: «Как раз на случай нужды в уходе должна быть специальная страховая система, соединяющая в себе все ныне разрозненные, размазанные тонким слоем меры поддержки». Да и компенсация должна быть соизмерима с затратами на уход, отмечает он. Значительная часть бюджетных расходов в случае введения такой системы сократится.

Альтернативную идею системы геронтологического ухода в апреле этого года предлагал Михаил Дмитриев, руководитель Центра стратегических разработок, бывший замминистра экономического развития и один из авторов пенсионной реформы 2002 г. По его расчетам, такая система не потребует дополнительных взносов и увеличения бюджетных расходов, при этом гарантирует оплату лекарств и амбулаторной помощи престарелым людям в объеме 100 000 руб. в год за счет комплексной реформы всей пенсионной системы.

Минздрав тогда раскритиковал эту идею, а расчеты счел неправдоподобными. Комментировать идею Минздрава о допстраховании «на старость» Дмитриев вчера отказался.

За стариками действительно нужно ухаживать, однако предложение Минздрава странное – есть много других проблем, на решение которых можно отчислять 2–3%, считает директор Института демографии ГУ-ВШЭ Анатолий Вишневский: «Сначала следует решить проблему с пенсиями, а уж потом браться за остальные». Предложение Минздрава несправедливо, полагает он, ведь призваны платить будут все, а пользоваться страховыми услугами не все, к тому же непонятен объем предлагаемых услуг. Возможно, дешевле развивать медицину, чтобы людей, нуждающихся в уходе, было меньше, советует Вишневский. Уход за престарелыми – забота государства, а не работодателя, так же как, например, содержание армии, убеждена директор НИСП Татьяна Малева: в бюджете средства на уход за пожилыми закладываются, дополнительные расходы, которые к тому же будет нести бизнес, не нужны.