Инвесторам гарантируют минимальный уровень поддержки

Агентство стратегических инициатив (АСИ) разработало для региональных властей стандарт поддержки инвесторов. Чтобы на территорию хлынули инвестиции, региональные власти должны принять законы о защите прав инвесторов, освободить их от посторонних платежей и не навязывать поставщиков
А.Махонин
А.Махонин

В распоряжении «Ведомостей» оказались разработанные АСИ основные положения стандарта деятельности региональных властей по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. АСИ написало их по поручению премьера Владимира Путина. «Нужно, чтобы любая компания, входящая на новый региональный рынок, понимала правила игры, знала, на какое содействие со стороны не только федеральных, но и региональных властей может рассчитывать», – говорил Путин на инвестиционном форуме в Сочи в сентябре.

Стандарт предусматривает создание сервиса для инвестора, объяснял «Ведомостям» гендиректор АСИ Андрей Никитин: «Это тот минимум, который ему должны обеспечить регионы». АСИ предлагает региональным властям реализовать 15 мер. Прежде всего утвердить инвестиционные стратегии и меморандумы регионов. В стратегиях следует обозначить приоритетные отрасли, обязательства по развитию транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также по созданию индустриальных парков, особых экономических зон, технопарков. Меморандум же должен гарантировать инвесторам защиту их прав, свободный выбор поставщиков и партнеров, а также освобождение от расходов, не связанных с инвестпроектом.

Властям каждого региона следует принять закон о защите прав инвесторов, настаивает АСИ. В документе необходимо прописать действующие в субъекте меры финансовой и налоговой поддержки, а также установить гарантии «неухудшения» положения инвесторов. Должны появиться корпорации развития регионов, возглавляемые губернатором. Через них можно реализовать принцип одного окна, искать дополнительное финансирование для инвестпроектов, отмечает АСИ. Планы по финансированию из собственных бюджетов регионы должны прописать в специальных программах.

Стандартом АСИ хочет сделать открытость региональных властей. Нужны горячие линии, трансляция заседаний по инвестклимату в интернете, а из представителей бизнеса должны быть сформированы экспертные советы при региональных энергетических комиссиях, определяющих тарифы на тепло и электроэнергию.

Основные положения стандарта наблюдательный совет АСИ во главе с Путиным одобрил в прошлую пятницу. Стандарт в пилотном режиме будет реализовываться в Калужской, Липецкой, Свердловской и Ульяновской областях, Пермском крае и Республике Татарстан, говорил премьер. Любой субъект может добровольно присоединиться к реализации стандарта, рассказывает директор Агентства по региональному развитию Александр Пироженко: до марта следующего года АСИ разработает с руководством пилотных регионов «дорожные карты» внедрения стандарта.

Внедрять стандарт в дальнейшем АСИ планирует через заключение партнерских соглашений с регионами, объясняет Пироженко: «Стандарт будет обязательным условием партнерства с АСИ, т. е. создания одного совета по привлечению инвестиций недостаточно, как думают некоторые губернаторы». У агентства, в свою очередь, также будут обязательства, обещает он: «Это может быть помощь регионам в отношениях с федеральными органами власти, бесплатная «упаковка» региональных проектов, помощь во внедрении стандарта». Перечень услуг, которые АСИ будет готово оказать регионам, набсовет планирует утвердить до конца года, отмечает Пироженко.

Меры АСИ повторяют «правило трех китов» для привлечения инвестиций: законодательная защищенность инвесторов, наличие инфраструктуры и открытость властей, считает министр экономики Новосибирской области Алексей Струков: «Во многих регионах, например в Новосибирской области, эти меры уже пытаются реализовать». Но без софинансирования из центра развитие инфраструктуры регионы не потянут, намекает он.

Сейчас в каждом регионе есть программы по продвижению товаров локальных производителей, напоминает управляющий партнер Management Development Group (сети магазинов «Гастрономчикъ» и «Продэко») Дмитрий Потапенко. «Для ритейлеров это означает: в Новосибирске продавай новосибирское, в Казани – казанское. Работать с определенными партнерами и поставщиками принуждают везде. А уж расходы, не связанные с проектом, – это так же естественно, как пить воду или дышать воздухом», – говорит он. По мнению Потапенко, изменить ситуацию документ не способен. «Поменять сложившуюся практику можно, но тогда все чиновники лишатся возможности зарабатывать. Не думаю, что они к этому готовы», – заключает предприниматель.