Китаю нужен свой Apple
Китай больше не может полагаться на экспорт и дешевое производство, заявил бывший директор General Electric Джек Уэлч: «Чтобы сохранить конкурентоспособность, страна должна создавать собственные мировые бренды и создать 10 тыс. компаний Apple» (цитата по Bloombеrg). По его мнению, растущая заработная плата в КНР и ускорение инфляции (6,5%) заставляет мировых производителей задумываться о перемещении производств из Китая во Вьетнам и страны Африки.
Минимальная средняя зарплата в Китае, по данным МВФ, составляет $1500 в год; это один из самых высоких показателей в развивающихся странах Азии: он в 2,2 раза выше, чем в Камбодже, в 2 раза – чем в Индии, в 1,9 раза – чем в Бангладеш и в 1,5 раза – чем во Вьетнаме. Дешевая рабочая сила всегда была главным конкурентоспособным преимуществом КНР, но постепенно страна его утрачивает, согласен Досым Сатпаев из Группы оценки рисков. По данным китайского Нацбюро статистики, средние зарплаты в КНР выросли вдвое за пять лет.
Производство в КНР может стать слишком дорогостоящим по сравнению с другими фабриками мира, убежден Уэлч, а собственных разработок, брендов и корпораций мирового уровня стране недостает.
Но ухода крупных западных корпораций с рынка КНР пока не наблюдается: они отчитываются о росте финансовых показателей. По данным европейской торговой палаты, 78% европейских компаний заявили о росте доходов в прошлом году, 71% – о росте прибылей. Собирается расширять операции в КНР и корпорация Apple: в сентябре запланировано открытие пятого магазина в стране, рынок которой принес $8,8 млрд за последние три квартала - 11% общего дохода.