«Обо всем приходилось договариваться лично с Каддафи»
Российским компаниям будет трудно восстановить бизнес в Ливии. Договоренности с Каддафи больше не котируются, а новые власти им ничем не обязаныБывший посол СССР в Ливии Олег Пересыпкин оценивал экономические интересы России в Ливии в $10 млрд. Сюда входят нефтегазовые проекты на общую сумму $3,5 млрд, военные контракты на $4 млрд и, наконец, строительство железной дороги стоимостью 2,5 млрд евро. Среди российских компаний наиболее активно в Ливии работали «Татнефть», «Газпром» и РЖД.
РЖД: «Государство нас не защитило»
В апреле 2008 г. Ливия и РЖД подписали контракт стоимостью 2,5 млрд евро на строительство скоростной железной дороги Сирт – Бенгази протяженностью 550 км. Предполагалось, что дорога, которую «дочка» РЖД – «Зарубежстройтехнология» – построит к 2012–2013 гг., в будущем станет частью международного транспортного коридора на севере Африки. В июне прошлого года был запущен рельсосварочный завод в ливийском Рас-Лануфе. А в феврале РЖД вынуждена была принять решение о срочной эвакуации из Ливии своих специалистов.
«Это был очень хороший контракт, – говорит президент РЖД Владимир Якунин. – Мы уже более 10 млрд руб. потратили: наем рабочих, закупка необходимой техники, размещение внутри России заказов на производство путевой техники (заказы выполнены, а платить некому!). К тому же, как это часто бывает, наша строительная компания [«Зарубежстройтехнология»] строила на заемные деньги РЖД. Как раз подходило время, когда она должна была с нами рассчитаться. Учитывая ситуацию в Ливии, вряд ли это возможно теперь. Война не является страховым случаем, это общепризнанная практика. И денег жалко, и проекта».
Все, что дальше будет происходить, это вопрос для политиков, продолжает Якунин. По его словам, с помощью этого проекта РЖД помогала российскому государству «расшить» часть ливийского долга перед Россией за поставки оружия – страна погашала его частично в ходе строительства железной дороги. «А теперь можно только сказать, что государство не смогло защитить интересы российского бизнеса, – резюмирует Якунин. – Требуемая защита могла бы быть предоставлена, если бы существовало государственное страхование страновых рисков при работе российского бизнеса в регионах геополитических и иных интересов государства. Что же касается возобновления проектов, я думаю, что это вопрос не одного года. Пока в Ливии нет реальной власти, с которой можно говорить; пока там война, никому не будет никакого дела до развития гражданских отраслей».
«Газпром»: «Может, там уже все взорвали»
«Ливия в отличие от Венесуэлы, Египта и Алжира была действительно экономически выгодной площадкой для «Газпрома», – говорит топ-менеджер одной из «дочек» монополии. – Там был хорошо налажен институт тендеров и продажи участков».
«Газпром» стремился попасть в Ливию много лет. Но смог сделать это только в 2007 г. в ходе обмена активами с компанией BASF по Южно-Русскому месторождению: российская монополия получила по 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97. Партнером выступала немецкая «дочка» BASF – Wintershall.
В апреле 2008 г. «Газпром» подписал меморандум о сотрудничестве с Национальной нефтяной корпорацией Ливии (NOC), что позволило ему принимать участие в тендерах на разработку месторождений. В итоге монополия выиграла право на проведение геологоразведочных работ на лицензионных участках N19 и N64.
Три года «Газпром» договаривался с итальянской Eni о приобретении у нее доли в ливийском нефтяном проекте Elephant и только в феврале этого года заключил сделку по покупке 16,5% за $163 млн. Подписанный контракт должен был получить одобрение ливийской стороны. Но началась война, и сделка была заморожена.
«С одной стороны, цены на месторождения в Ливии были достаточно высокими, а условия соглашений о разделе продукции – жесткими: инвестор получал 8% продукции, – продолжает собеседник в «Газпроме». – Но если брать совокупность факторов – хорошую инфраструктуру, разработанность месторождений, – пожалуй, это единственная из подобных стран, где «Газпром» мог бы чего-нибудь добиться».
Сейчас, говорит собеседник «Ведомостей», все проекты заморожены, персонал вывезен, неизвестно, что там происходит, «может, уже все взорвали». Шансы, что удастся восстановить контракты на тех же условиях и компенсировать потери – а это несколько сотен миллионов евро, – топ-менеджер оценивает как 20 из 100. «Блоки, которые мы разрабатываем с немецкой компанией, более или менее защищены, а вот остальные проекты и вложенные туда средства, скорее всего, мы потеряли», – резюмирует он.
«Татнефть», Gunvor и другие
«Татнефть» работает в Ливии уже шесть лет. В октябре 2005 г. она получила в концессию нефтяной блок в бассейне Гадамис (блок 82-4), а в декабре 2006 г. выиграла права на три блока в бассейнах Гадамис и Сирт. «Татнефть» разрабатывала эти проекты на условиях соглашений о разделе продукции с NOC. В 2011 г. она планировала начать промышленную разработку месторождений. Согласно отчетности «Татнефти» за прошлый год, в 2009 г. она инвестировала в ливийские проекты $43,8 млн. Представитель компании вчера не стал комментировать перспективы работы на ливийских проектах.
«Главная особенность этой страны заключается в том, что в Ливии нет чиновничьего класса на плаву, – рассказывает совладелец крупной российской нефтяной компании, которой так и не удалось получить в Ливии контракт. – Высокопоставленные чиновники там постоянно сменяли друг друга, и обо всем приходилось договариваться лично с Каддафи. И все российские компании так делали. Очевидно, что сейчас все контракты, которые были заключены при режиме Каддафи, будут обнулены по «иракскому сценарию». Сейчас российские компании заняли выжидательную позицию – думаю, будут договариваться с новым правительством. Ведь Ливии в конце концов нужна железная дорога, кто-то должен разрабатывать ее месторождения».
Впрочем, есть одна компания, которая, похоже, уже работает с «новой» Ливией. Вчера агентство Reuters сообщило, что швейцарский трейдер Gunvor, совладелец которого давний знакомый Владимира Путина Геннадий Тимченко, собирается поставлять сжиженный газ ливийским повстанцам в Бенгази. 30 000 т погружено в порту Новороссийска на борт танкера Norient Star, который, как ожидается, достигнет ливийского порта 31 августа. Представитель Тимченко вчера не смог прокомментировать эту информацию.