У СКР своя версия убийства Сергея Магнитского

За день до передачи президенту Медведеву данных независимого расследования причин смерти юриста Сергея Магнитского Следственный комитет России (СКР) выступил с собственной версией трагических событий
ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)

Сотрудник фонда Hermitage Сергей Магнитский умер 16 ноября 2009 г. в сизо «Матросская Тишина», из-за того что ему не была оказана медицинская помощь, — к такому выводу пришла назначенная СКР экспертиза Федерального центра судмедэкспертизы Минздравсоцразвития.

По мнению экспертов, причиной смерти Магнитского стало сочетание вторичной дисметаболической кардиомиопатии на фоне сахарного диабета и хронического активного гепатита; болезни не были своевременно диагностированы, не было назначено лечение, а 16 ноября не была оказана помощь. СКР обещает вскоре привлечь к уголовной ответственности виновных, но не назовет их имен до предъявления обвинения. Исходя из заявления СКР виновными в смерти Магнитского могут быть не только медики, но и сотрудники сизо, считает сотрудник прокуратуры.

Адвокат Магнитского Елена Орешникова говорит, что еще не ознакомилась с экспертизой, но о неоказании помощи, особенно в день 16 ноября, как о причине его смерти защита заявляла. Доля вины лежит и на следствии, считает она: Магнитский мог бы жить, если бы следователь Следственного комитета при МВД Олег Сильченко адекватно реагировал на просьбы оказать Магнитскому медицинскую помощь.

Представитель фонда Hermitage заявил, что тюремные медики были орудием следователей, сотрудников МВД и налоговых инспекций, которые давили на Магнитского, чтобы он прекратил обвинять их в хищении 5,4 млрд руб. из бюджета под видом возврата налога на прибыль. СКР в мае заявил, что Генпрокуратура не нашла в действиях Сильченко нарушений.

Смерть в наручниках

Сегодня рабочая группа президентского Совета по правам человека передаст Дмитрию Медведеву выводы независимого расследования обстоятельств гибели Магнитского, говорит председатель совета Михаил Федотов, в докладе будет и оценка действий медработников.

Часть доклада о содержании Магнитского в сизо и о действиях врачей готовилась правозащитником Валерием Борщевым. Роль следователя Сильченко — одна из главных в смерти Магнитского, говорит он. Сильченко настоял — за неделю до плановой операции в «Матросской Тишине» — на переводе юриста в Бутырку, Сильченко долго не позволял перевести Магнитского в больницу — врачи Бутырки подтверждают это: только 16 ноября разрешение было получено. Тюремщики не могли пойти против решений следователя, сетует Борщев.

Что же касается врачей, то в докладе виновной будет названа врач «Матросской Тишины» Александра Гаусс: то она говорила, что Магнитский бросался кушеткой, то — что он по ней просто стучал. Из слов Магнитского, что его хотят убить, Гаусс сделала вывод, что у него нервный срыв, и вызвала восьмерых надзирателей и психиатрическую скорую помощь.

Карету «скорой» целый час не пускали на территорию сизо, рассказывает Борщев. Надзиратели заковали Магнитского в наручники и отвели в бокс. Врачи «скорой» констатировали смерть Магнитского, хотя сначала утверждалось, что они его пытались реанимировать, а Гаусс зафиксировала в документах более позднее, чем реальное, время смерти, говорит правозащитник. На теле Магнитского, по словам врачей «скорой», были кровоподтеки, то же говорили родственники. Борщев не исключает, что умер Магнитский на самом деле от побоев.

Европа не пустит

Первым европейским парламентом, поддержавшим инициативы Европарламента и конгресса США о введении экономических и визовых санкций против причастных к гибели Магнитского российских чиновников, стал парламент Нидерландов. Его нижняя палата приняла резолюцию «О смерти Сергея Магнитского», в которой призвала правительство принять меры, чтобы ответственные за гибель Магнитского понесли наказание, цитирует фонд Hermitage резолюцию. Документ принят 30 июня всеми 150 депутатами единогласно, сообщил представитель секретариата палаты, резолюция адресована правительству, оно должно рассмотреть предложения депутатов ввести визовые и экономические санкции против российских чиновников, но быстро такие резолюции правительство не рассматривает.

В декабре 2010 г. резолюцию о необходимости принять экономические, но не визовые санкции против 60 человек, которых считают причастными к заключению и смерти Магнитского, принял Европарламент. А в этом году законопроекты не только об экономических, но и о визовых санкциях внесены конгрессменами в нижнюю и верхнюю палату конгресса США.

Сенатор-демократ конгресса США Бенджамин Кардин в интервью радиостанции «Эхо Москвы» не исключил, что закон может быть принят уже в этом году, а список чиновников — расширен. Сейчас в списке бывший начальник СК МВД Алексей Аничин и его бывший заместитель, ныне руководитель правового управления Генпрокуратуры Олег Логунов, заместитель генпрокурора Виктор Гринь, налоговики, санкционировавшие возврат налогов на счета украденных фирм, 11 судей, в том числе Елена Сташина, за четыре дня до смерти Магнитского отказавшаяся принять к рассмотрению документы, свидетельствующие о его болезни, начальники сизо «Матросская Тишина» и Бутырки.

Решение Нидерландов запретить въезд на свою территорию российским чиновникам не будет означать запрета на въезд в другие страны ЕС — для этого нужно решение Еврокомиссии, обращает внимание европейский дипломат.

Голландский парламент решил заменить суд, что противоречит международным нормам, негодует зампред комитета по международным делам Госдумы Андрей Климов. Принятие резолюции подчеркивает актуальность внесенного в Госдуму четырьмя фракциями законопроекта, позволяющего вводить санкции против иностранных чиновников, сообщили«Интерфаксу» в МИДе. Представитель Следственного департамента (бывший Следственный комитет) при МВД сообщила, что не может комментировать резолюции парламента другой страны.