Неудачный момент для запрета Gmail, Hotmail и Skype
Попытки контролировать общение по Gmail, Hotmail и Skype со стороны российских спецслужб вполне объяснимы. В этом заключается их традиционный, вполне системный подход к иностранным программным продуктам и коммуникационным сервисам — коды должны быть открыты, чтобы у спецслужб была возможность использовать «заднюю дверь» продукта для проведения оперативно-разыскных мероприятий, то есть перехвата. Для продуктов, продающихся на рынке, это делается через механизмы сертификации и лицензирования: обязательным условием их получения является сотрудничество со спецслужбами. В 1990-е гг. эту систему контролировало ФАПСИ, а с 2003 г. — ФСБ, после того как ФАПСИ было разделено между ФСБ и ФСО.
Проблема со Skype, Gmail и Hotmail в том, что их никто не продает. Приходится ломать голову над тем, как быть с таким необычным продуктом. Именно с этим связано выступление сотрудника ФСБ. На самом деле велосипед можно не изобретать: протоколы Skype вполне себе перехватываются. Есть фирмы (две очень крупные в Израиле и пара небольших в России), занимающиеся перехватом интернет-телефонии. Но спецслужбы традиционно требуют открыть коды у производителей и операторов, считая, что все коммуникационные сервисы на территории России должны иметь аналог СОРМ (система оперативно-разыскных мероприятий). При этом готовность Google отвечать на запросы спецслужб проблему не решает — ФСБ не намерена отправлять запросы, им нужен дистанционный доступ в систему, перехват в которой можно будет производить, не ставя в известность оператора, — как это происходит сейчас в обычной телефонии и в Сети.
Возможный запрет доступа на рынок в случае отказа от сотрудничества также вполне традиционен — в 1990-е гг. ровно в той же логике ФАПСИ требовало раскрыть технологии шифрования в банковской системе S.W.I.F.T., а в середине 2000-х ФСБ точно так же задерживала выход на рынок смартфонов Blackberry.
Однако сейчас ФСБ выбрала не совсем правильный политический момент, так как для президента Дмитрия Медведева лично и для его окружения критически важно демонстрировать на Западе, особенно в США (где, кстати, большая часть этих программных продуктов и производится), что Россия стоит на либеральных позициях по отношению к регулированию Интернета. Однако, если медведевская администрация не заинтересована в широком анонсировании подобных инициатив спецслужб, это совершенно не значит, что подход ФСБ будет меняться: просто переговоры с компаниями-производителями будут идти за закрытыми дверями.