Минрегион обнаружил, что российские регионы приходят в себя после кризиса
Регионы приходят в себя после кризиса – дефицит сокращается, снижается зависимость от федерального центра, свидетельствуют данные Минрегиона за 2010 г. Портят благополучную картину рост долгов и низкий уровень инвестицийРоссийские регионы постепенно выходят из кризиса, следует из опубликованных Минрегионом данных. В 2010 г. в 79 из 83 субъектов зафиксирован рост промышленного производства. Наибольший прирост индустрия показала в регионах с высокой долей машиностроения (17,9%), регионах Дальнего Востока и Забайкалья (14,6%) и агропромышленных регионах (11,8%, в первую очередь в Алтайском крае и Ростовской области). Но на докризисный уровень производства промышленность вернулась лишь в 39 регионах. Среди крупных промышленных центров докризисную планку смогли перепрыгнуть лишь Башкирия, Пермский край, Иркутская, Ленинградская и Тюменская области и Ханты-Мансийский АО. Более чем на 15% упали объемы производства в Москве, Самарской области, в Чеченской и Чувашской республиках, а также на Алтае.
Развить положительную динамику промышленности может помешать отсутствие инвестиционной активности, предупреждает Минрегион. На докризисный уровень инвестиций в основной капитал вышли только 24 субъекта – в основном это агропромышленные регионы и регионы госпрограммы «Дальний Восток и Забайкалье». В целом же по России темпы роста инвестиций все еще очень низки и отстают от уровня 2008 г. почти на 20%. В Тверской области инвестиции не просели даже в кризис, рассказывает министр экономики Сергей Аристов, причины – диверсификация производств в области и правильная организация работы с инвесторами. «Важно не только привлечь инвестора в регион, но и удержать его, – объясняет чиновник. – Главное – быть честным в отношениях с контрагентами и установление понятных и прозрачных правил работы для бизнеса».
Неплохие показатели у бюджетной системы регионов, отмечает Минрегион: выросли налоговые и неналоговые доходы, при этом объемы дотаций и субсидий из федерального бюджета уменьшились. Общий доход консолидированных бюджетов регионов в 2010 г. составил 6,5 трлн руб. – на 10,3% больше, чем в 2009 г. Объем дотаций снизился за год на 9,6% до 523,2 млрд руб. (лидер – Чукотский АО, снижение на 80,4%), субсидий – на 21,9% до 414,5 млрд руб. Рост региональных доходов не привел к сокращению числа регионов с дефицитным бюджетом, указано в материалах, наоборот, регионов с профицитным бюджетом стало меньше – 17 вместо 18 в 2009 г. С дефицитом исполнили бюджет 65 регионов. Но бюджетная система, по мнению министерства, стала более сбалансированной – расходы в 2010 г. выросли всего на 6,1% до 6,6 трлн руб., а дефицит бюджета существенно сократился.
С такой оценкой согласен Минфин. Регионы в 2010 г., увеличивая свой налоговый потенциал, не разгоняли расходы, говорил ранее замминистра финансов Антон Силуанов. В результате дефицит консолидированного бюджета за год сократился более чем втрое – с 329 млрд до 100 млрд руб., отметил он. Текущее состояние региональных бюджетов можно охарактеризовать как стабильность, соглашается гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Сдержать рост расходов регионам удалось за счет урезания трат на ЖКХ и дорожное строительство, отмечает он, расходы на социальную политику – здравоохранение, образование, культуру – не сокращали. «Затянули пояса, насколько смогли», – резюмирует он.
Портят картину, по мнению чиновников, растущие долги регионов. Объем госдолга только в 2010 г. увеличился на 24,7% и составил 1,095 трлн руб. За три года, по словам Силуанова, региональные долги выросли на 83%, Минфин беспокоит эта ситуация. По данным Минрегиона, в 2010 г. больше всего долгов набрали Псковская область (рост в 7,2 раза), Дагестан (в 9,9 раза) и Бурятия (в 8,1 раза), а также Еврейская АО (в 5,4 раза).
Наращивание долгов оправданно, если эти деньги идут не на покрытие текущих нужд, а на инвестиции в долгосрочные проекты, замечает гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская. Сокращение дотаций и субсидий регионам в реальности мало связано со снижением зависимости от центра или оптимизацией бюджетных расходов, говорит она, в кризис федеральному центру пришлось сократить помощь регионам – «сколько дают, столько и берут».