Немедленного результата от транспортной программы Сергея Собянина ждать не стоит
Минтранс подготовил для мэра Москвы Сергея Собянина программу транспортного развития столицы и Подмосковья до 2020 г. Чиновники хотят сделать все, чтобы пользоваться общественным транспортом стало удобнее, чем личным автомобилемПрограмма (ее копия и презентация, подготовленные Минтрансом России, есть у «Ведомостей») обсуждалась вчера на совещании у Собянина. Документ в итоге было решено отправить на доработку. Транспортная система Москвы отстает от текущих потребностей столицы на 25–30 лет, говорится в программе. Дефицит протяженности сети магистралей и автомобильных дорог составляет порядка 1000 км, в том числе 350–400 км в Москве, темпы строительства метрополитена из-за недостатка финансирования составляют в год 3,5 км при потребности в 8–10 км в год. Это становится все более мощным тормозом социально-экономического развития Москвы и Московского региона, говорится в программе.
Основные задачи программы – расширение дорог, развитие и популяризация общественного транспорта, а также создание интеллектуальной транспортной системы, сказал замминистра транспорта России Олег Белозеров.
Но немедленного результата жителям и гостям Московского региона ждать не стоит. Главная задача на ближайшие два года – «недопущение транспортного коллапса», говорится в программе. Приоритет будет отдан общественному транспорту. «Люди должны добираться на общественном транспорте быстрее, чем на легковом», – говорит чиновник мэрии. Речь идет о выделении отдельных полос для общественного транспорта и замене подвижного состава, поясняет заммэра по вопросам развития транспорта и дорожного строительства Николай Лямов. Кроме того, большое значение будет уделено развитию метрополитена – планируется строить до 15 км путей в год. Что касается дорожной сети, то сначала необходимо посчитать пассажиро- и машино-потоки, говорит Лямов.
Но определенные изменения автомобилистов все же ждут. До 2020 г. планируется построить в Москве и Подмосковье 91 транспортно-пересадочный узел, включающий остановки общественного транспорта и перехватывающие парковки. Причем 19 из них предполагается разместить на дальних рубежах – за пределами большого бетонного кольца. Предполагается поменять и строительные нормативы, увязав площадь жилых домов с количеством машино-мест на стоянках. Наконец, в программе говорится о необходимости увеличения штрафов за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, остановки и стоянки автомобилей, а также введения региональных сборов за парковку машин.
Стоимость программы составляет 6,8 трлн руб., в том числе федеральный бюджет должен предоставить на нее 2,2 трлн, Москва – 3,7 трлн, Московская область – 105,85 млрд руб., внебюджетные источники – 598,48 млрд руб. Больше всего инвестиций понадобится на развитие автомобильных дорог – 3,376 трлн руб., почти вдвое меньше на метрополитен – 1,6 трлн руб., на железнодорожный транспорт – 1,16 трлн руб. Источники финансирования программы пока определены ориентировочно, объясняет Белозеров, они должны быть подтверждены каждым из распорядителей средств (Минфин, власти Москвы и Московской области. – «Ведомости»). Решения о выделении финансирования из федерального бюджета нет, документ анализируется, подтверждает пресс-секретарь премьер-министра России Дмитрий Песков.
Зато к 2020 г. передвигаться по Московскому региону станет намного удобнее. Аварийность снизится до 30%, средняя скорость движения, наоборот, увеличится на 30–35%, доля пассажиров общественного транспорта в Москве вырастет до 80%, в Московской области – до 60–70%, говорится в программе.
Пока никаких принципиальных отличий от транспортной программы, которую предлагал реализовать экс-мэр Юрий Лужков, нет, говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Накануне отставки Лужков просил премьера Владимира Путина помочь деньгами на развитие транспортного комплекса Московского региона. Программу он оценивал не менее чем в 4 трлн руб. на ближайшие 10 лет.
Ничего общего с программой Лужкова нет, парирует чиновник мэрии. В ней не упоминалось про парковки и полосы для общественного транспорта.