Администрация президента проверяет реакцию общества на идею схоронить Ленина
Члены правящей партии снова предложили схоронить Владимира Ленина. Первым шагом к этому революционному решению может стать перенос части захоронений из Кремлевской стеныНакануне годовщины смерти Ленина с идеей вынести его тело из Мавзолея выступил депутат-единоросс Владимир Мединский. Ленин – предельно спорная политическая фигура и его наличие в некрополе, в сердце страны, – крайняя нелепость, пишет депутат на официальном сайте партии. Гулять по территории кладбища и проводить там, например, рок-концерты, по мнению Мединского, – двойное кощунство и сатанизм.
Замсекретаря генсовета «Единой России» Юрий Шувалов вчера дал понять, что это не партийная инициатива. Но предложение Мединского поддержало несколько однопартийцев: Алексей Чеснаков, например, заявил, что для значительного числа граждан России сохранение подобного языческого культа оскорбительно и неприемлемо.
Несколько кремлевских функционеров и людей, близких к администрации, уверяют, что в Кремле идея захоронения Ленина находит живой отклик, а выступления единороссов тестируют тему. Вынос Ленина мог бы стать имиджевым проектом президента Дмитрия Медведева, считает один из собеседников «Ведомостей», подобным историческому объединению Русской и Зарубежной православных церквей, в котором участвовал Владимир Путин.
Решение о выносе тела из Мавзолея не принято, констатировал высокопоставленный чиновник Кремля.
Два года назад тему захоронения Ленина уже выносили на обсуждение Госдумы, но сама постановка вопроса вызвала традиционное возмущение коммунистов.
Вчерашнюю инициативу Мединского председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов назвал политической провокацией, а пресс-служба КПРФ обвинила депутата Мединского в некрофилии и склонности к гробокопательству.
Первым и более мягким шагом, говорит другой чиновник администрации, может стать освобождение Кремлевской стены от части захоронений. Этим соображением помимо прочих руководствовались при создании военного мемориального кладбища вблизи подмосковных Мытищ – его строительство началось в 2006 г. На кладбище будут хоронить государственных деятелей, военачальников, героев и лиц с особыми заслугами перед государством. Со временем, говорит сотрудник администрации, туда действительно предполагалось перевезти и могилы деятелей эпохи террора из Кремлевской стены.
Пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков заявил, что перемещение могил из стены в повестке не стоит. Кремлевский чиновник полагает, что говорить об этом преждевременно: строительство мемориала находится в ранней стадии.
По словам сотрудника ФГУ «Федеральное военное мемориальное кладбище» Минобороны, завершить работы над этим объектом планируется уже к концу 2011 г. А близкий к администрации функционер утверждает, что строительство может быть завершено и к лету. Правда, о планах перезахоронить на этом кладбище тела из Кремлевской стены в ФГУ ничего не известно. Правовых препятствий для перезахоронения нет, уверен Арсений Рогинский из «Мемориала», Кремлевская стена – не городское кладбище, для переноса могил достаточно решения парламента или президента. В правительственном постановлении от 2004 г., которым регламентируется строительство военного мемориала вблизи Мытищ, указано, что там могут быть упокоены и другие граждане по решению президента или правительства.
Рогинский считает, что захоронение Ленина относится к тому кругу вопросов, по которым ответственность за решения должны брать на себя органы власти и руководители страны. Политическое руководство понимает значение символов, уверен правозащитник: главная площадь страны не должна ассоциироваться с палачами, и без смены символов никакой перемены в массовом сознании – от авторитарной идеи к идее свободы и права – не будет.
Решение о переносе тел из Кремлевской стены и Мавзолея не означает разрушения Мавзолея, подчеркивают все собеседники «Ведомостей». Председатель президентского совета по правам человека Михаил Федотов считает, что Мавзолею – одному из ценных произведений архитектуры XX в., памятнику истории и уникальному инженерному сооружению – следует придать статус музея, а сейчас это то ли кладбище, то ли памятник, то ли мемориал.