Россия не слишком успешно пытается реинтегрировать советское пространство
В 2010 г. Россия, Белоруссия и Казахстан сформировали Таможенный союз. Следующий шаг – создание единого экономического пространства (ЕЭП). Но пока союз больше напоминает политическое объединение – Москва пытается собрать всех желающих присоединиться к ней на постсоветском пространствеФормирование Таможенного союза растянулось на 15 лет – первый договор Россия, Белоруссия и Казахстан подписали еще в 1995 г. Процесс резко ускорился в июне 2009 г., спустя год союз заработал.
Еле договорились
Первой стадией стало введение с 2010 г. единых пошлин на импорт в Белоруссию, Россию и Казахстан. За основу – 80% ставок – был взят российский тариф. Без накладок не обошлось, из-за новых правил выдачи лицензий проблемы возникли у импортеров вина, лекарств, гражданского оружия, радиоэлектронного и шифровального оборудования, фармдистрибуторов. Нормализовалась ситуация только в феврале.
Официальный же запуск союза был назначен на 1 июля – с этого момента должен был вступить в силу Таможенный кодекс трех стран. Однако до последнего момента не было ясно, ратифицирует ли документ Минск. Белоруссия настаивала на отмене пошлин на экспорт из России нефти и нефтепродуктов, называя их взимание в союзе грубым нарушением договоренностей. Москва обещала отменить их после создания ЕЭП, а в 2010 г. поставить в Белоруссию беспошлинно 6,3 млн т нефти из 21,5 млн.
Белоруссия не сдавалась, и российские чиновники, участвовавшие в переговорах, уже не исключали, что Таможенный союз будет создан Россией и Казахстаном на двоих. Но белорусский президент Александр Лукашенко все-таки уступил – 5 июля Таможенный кодекс с небольшим опозданием вступил в силу и для Белоруссии. Взамен правительство страны выторговало временное сохранение для Белоруссии пониженных пошлин на ввоз иномарок физлицами: 0,35–0,7 евро за 1 куб. см объема двигателя (против российских 2,5–5,8 евро). Такую же льготу получил Казахстан. Пошлины для обеих стран вырастут до уровня российских 1 июля 2011 г. – одновременно с ликвидацией таможенных постов на внутренних границах союза.
Впрочем, желание Лукашенко может исполниться уже с января. В подписанном соглашении Россия пообещала отменить нефтяные пошлины, как только Белоруссия ратифицирует документы о ЕЭП и уведомит об этом интеграционный комитет «Евразэс». На прошлой неделе весь пакет из 18 документов был одобрен нижней палатой парламента Белоруссии. Взамен страна будет полностью перечислять в российский бюджет пошлины от экспорта нефтепродуктов, произведенных из российского сырья.
Cтавки под угрозой
Если белорусские нефтепереработчики от создания ЕЭП только выиграют, российские по этой же причине могут оказаться на грани выживания. В конце октября замминистра финансов Сергей Шаталов шокировал нефтяников, заявив, что пошлина на экспорт нефтепродуктов может радикально вырасти – до 85–90% от нефтяной (сейчас 70,7% – на светлые и 38,1% – на темные нефтепродукты). Российский бюджет не должен дотировать белорусские НПЗ, которые будут получать нефть беспошлинно, объяснял Шаталов.
Такое повышение ставок убило бы российскую нефтепереработку, которую государство на протяжении последних лет субсидировало за счет пониженных пошлин, говорит Денис Борисов из Банка Москвы. Компаниям оно обошлось бы в $12–13 млрд, подсчитал он.
Пока, впрочем, чиновники отказались от таких радикальных шагов. Идею не поддержал вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК. Россия, по его словам, пока не готова к резкому росту пошлин на мазут. В Белый дом был внесен вариант, предусматривающий постепенное выравниванием пошлин до уровня в 60% в 2013 г., сближение ставок начнется с февраля 2011 г. Это предложение и утвердил премьер Владимир Путин: пошлины на темные нефтепродукты составят 46,7% от нефтяной, на светлые – 67%, с 2012 г. – 52,9 и 64% соответственно.
По расчетам Борисова, из-за отмены экспортных пошлин на нефть для Белоруссии Россия недосчитается $4,4 млрд, но около $2,5 млрд получит от пошлин на нефтепродукты. Убытки могут вырасти, но незначительно, говорит управляющий директор IHS Cambridge Energy Research Associates Сергей Вакуленко: белорусские НПЗ могут увеличить переработку нефти примерно на 3 млн т.
Конкурент Евросоюзу?
Трансформация Таможенного союза в экономический официально запланирована на 1 января 2012 г. С 2013 г. будут введены единые макроэкономические стандарты (дефицит бюджетов – не более 3% ВВП, госдолг – 50% ВВП, инфляция – 5 п. п. от наименьшей инфляции в стране-участнице).
Экономическая интеграция будет постепенной. Со следующего года некоторые функции антимонопольных ведомств начнут передаваться наднациональной структуре – комиссии Таможенного союза (КТС). Комиссия – аналог Еврокомиссии – будет рассматривать заявления о незаконном ограничении конкуренции, проводить расследования по трансграничным сделкам, принимать решения по конкретным делам и даже о регулировании цен сроком на 90 дней. Нарушения внутри стран будут по-прежнему расследовать национальные ведомства. С 2017 г. КТС будет передано право принимать решения о законности субсидий – предприятию или группе компаний.
Из-за различий в антимонопольном регулировании начало полноценной работы КТС отложено на два года, говорит чиновник, участвовавший в переговорах: у Белоруссии нет ни специального закона, ни антимонопольного ведомства (конкуренцию защищает департамент ценовой политики в министерстве экономики. – «Ведомости»), а казахстанское законодательство сильно отстало от российского.
Экономически укрепить союз могла бы Украина, уверена Юлия Цепляева из BNP Paribas. Экономика Белоруссии – всего 3% от экономики бывшего СССР, с Казахстаном у России схожие позиции по экспорту и импорту: продаем энергоносители, покупаем все остальное, объясняет она: Украина же импортирует энергоносители, а в ее экспорте высока доля готовой продукции.
Путин в декабре предложил Украине присоединиться к союзу. Страна собиралась вступать в Таможенный союз, напоминает Цепляева, но после оранжевой революции переключилась на интеграцию в ЕС. Официального ответа Киева на предложение Путина пока не последовало, но еще в апреле президент Виктор Янукович говорил, что Украина не присоединится к Таможенному союзу: страна уже член ВТО и развивает свою политику по принципам этой организации. Украина не будет выбирать между ЕС и ЕЭП – она дождется, пока эти объединения сблизятся, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
За образец создатели ЕЭП взяли европейский договор об экономическом и валютном союзе, сравнивает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank. Россия, Белоруссия и Казахстан пытаются перенять опыт ЕС, согласна Цепляева. Не исключено, что к союзу присоединятся Киргизия и Таджикистан. «Мы, конечно, будем дружить со всеми странами мира, но стратегический партнер – это Россия, и альтернативы этому нет», – признался на днях премьер Киргизии Алмазбек Атамбаев.
Российские чиновники амбициозной задачи создать аналог ЕС не скрывают. «Мы рассчитываем, что базовые параметры, которые будут сформулированы в соглашениях ЕЭП, – это базовые институты европейского сообщества», – заявлял первый вице-премьер Игорь Шувалов. Если с 1 января ЕЭП заработает, следующим шагом будет валютный союз, обещал он. Это очень отдаленная перспектива, уверен профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский: «Шесть государств, с которых в 1951 г. началась европейская интеграция (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Франция, ФРГ) уже тогда были странами с развитой рыночной экономикой, предусматривавшей эффективные гарантии частной собственности, развитую, независимую судебную систему, свободные выборы и пр., что, собственно, и подразумевается под базовыми институтами ЕС». Пока в основе интеграции лежат политические мотивы, отсюда и возникавшие весь год проблемы с Белоруссией, вылившиеся в неуместную перепалку на уровне глав государств, указывает он.
Нужно отказаться от политической задачи создать зависимое от России объединение на постсоветском пространстве, уверена Цепляева. Она советует ориентироваться на практику раннего Евросоюза и не повторять ошибок позднего, когда к ЕС присоединились страны с совершенно разной экономикой: баланс внутри объединения был нарушен, в итоге в кризис одни страны выживали за счет других.