Почему обмен шпионами произошел так быстро и спокойно

Необычно быстрая развязка российско-американского шпионского скандала может означать, что дальнейшее его раздувание невыгодно обеим сторонам. Причины этого – внешнеполитические: России важно, чтобы США сохраняли неактивную позицию в странах бывшего СССР, а США – продолжение взаимодействия с Россией по иранскому и афганскому вопросам
AP

Отсидел две трети

Завсектором военно-технической информации Института США и Канады Игорь Сутягин был арестован ФСБ в 1999 г. и осужден в 2004 г. повторно собранной коллегией присяжных Мосгорсуда к 15 годам лишения свободы. Его обвиняли в госизмене в форме шпионажа за передачу сведений военного характера британской фирме Alternative Futures, сам он вины не признал, сообщив, что собирал сведения в открытых источниках. Весной 2010 г. было отклонено ходатайство Сутягина об условно-досрочном освобождении.

В пятницу успешно завершился обмен 10 российских агентов, арестованных 28 июня в Америке, на четырех российских граждан, отбывавших наказание в российских местах заключения за государственную измену в пользу США и Великобритании. Это стало возможным после того, как в Москве в ночь на пятницу президент России Дмитрий Медведев подписал указ о помиловании Игоря Сутягина, Сергея Скрипаля, Александра Запорожского и Геннадия Василенко. Они обратились к президенту с соответствующими прошениями и признали свою вину.

Тем временем суд в Нью-Йорке приговорил девятерых граждан России и одну гражданку Перу к фактически отбытому ими 11-суточному заключению, конфискации имущества и высылке из США. Семеро из 10 признались в проживании в США под вымышленными именами. Ричард Мерфи оказался Владимиром Гурьевым, его жена – Лидией Гурьевой, Хуан Лазаро – Михаилом Васенковым, Патрисия Миллз – Натальей Переверзевой, ее муж Майкл Зоттоли – Михаилом Куциком, Дональд Хитфилд – Андреем Безруковым, Трейси Ли-Энн Фоли – Еленой Вавиловой. Анна Чапман, Михаил Семенко и Вики Пелаез жили в США под собственными именами. По свидетельствам наблюдателей, это был самый краткий суд в истории шпионских скандалов в США и один из самых мягких приговоров, вынесенных судьей Кимбой Вуд.

Арендованный властями США Boeing 767 и Як-42 МЧС России доставили в пятницу освобожденных в Нью-Йорке и Москве в Вену, где в аэропорту состоялся обмен. Як-42 с российскими агентами улетел в «Домодедово», а Boeing доставил экс-сотрудника Института США и Канады Игоря Сутягина и экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля в Англию и улетел в США с экс-сотрудниками внешней разведки Александром Запорожским и Геннадием Василенко.

Идея обмена впервые обсуждалась 7 июля на встрече секретаря Совета безопасности Николая Патрушева с послом США Джоном Байерли, знает близкий к ФСБ человек. По его словам, с такой инициативой выступили американцы. После того как Патрушев доложил о переговорах президенту, вопрос был решен. Список из освобожденных в России четырех человек, которых вице-президент Джо Байден назвал «важными для США», был предоставлен американцами, говорит другой человек из российской спецслужбы.

Беспрецедентное окончание «шпионского скандала» объясняется обоюдным нежеланием руководства России и США допускать его дальнейшее развитие – это разрушительно влияло бы на двусторонние отношения, говорит редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

Внешнеполитические интересы двух стран оказались для их руководства важнее «дела шпионов» – для США это взаимодействие с Россией по иранскому и афганскому вопросам и контроль над вооружениями, а для России – сохранение неактивной позиции США на постсоветском пространстве, подчеркивает Лукьянов.

Спецслужбы сейчас не играют во внешней политике такой же роли, как во времена холодной войны, объясняет неожиданную легкость размена Андрей Солдатов из центра «Агентура». Очевидно, что продолжения скандала не хотело руководство российских и американских спецслужб, продолжает он, причем спецслужбы смогли добиться в результате обмена решения своих тактических задач. ЦРУ и СВР показали, что вытаскивают своих провалившихся агентов, ФБР продемонстрировало, что не зря работает (избежав при этом проверки своих достаточно хлипких доказательств в суде), а ФСБ поставила в неудобное положение правозащитников, защищавших Сутягина, обменянного вместе с экс-офицерами КГБ, СВР и ГРУ, говорит Солдатов.

Раскрытие российских агентов в ЦРУ Олдрича Эймса в 1994 г. и Роберта Хансена в ФБР в 2001 г. не сказалось каким-либо образом на российско-американских отношениях, говорит источник в российских спецслужбах. На отношения двух стран шпионские провалы влияют лишь тогда, когда это нужно руководству страны – так, умерший в прошлом июне перебежчик из СВР Сергей Третьяков был использован властями США в 2004 г. при раскрутке скандала о якобы имевшей место коррупции российских должностных лиц в иракской программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие», говорит собеседник «Ведомостей».

В свою очередь, аресты и осуждение в России граждан, обвиняемых в шпионаже в пользу США и Великобритании, также не приводили к ухудшению в двусторонних отношениях – ничего подобного не было при осуждении всех обменянных в пятницу осужденных российских граждан, напоминает Андрей Солдатов. И лишь в 2006 г. на фоне скандала с финансированием неправительственных организаций и общего ухудшения российско-британских отношений российскими властями раскручивалась история со «шпионским камнем» – обнаруженным ФСБ устройством для тайной связи британских спецслужб, что не привело, однако, к каким-либо арестам.

Однако в случае новых арестов российских нелегалов в США менять будет некого, поскольку всех осужденных за госизмену в пользу США и Великобритании Россия выдала, при этом американцы не практикуют засылку в Россию нелегалов – граждан США, говорит ветеран российских спецслужб, пожелавший остаться неназванным.