За Сергея Магнитского никого не накажут
СКП отказал в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников МВД, расследовавших уголовное дело умершего в тюрьме Сергея МагнитскогоСледственный комитет при прокуратуре (СКП) после проверки не стал возбуждать уголовное дело в отношении следователей МВД Артема Кузнецова, Олега Сильченко и их коллег по заявлению председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой. В своем заявлении в СКП от 1 апреля она просила возбудить дело в их отношении по семи статьям УК (от убийства до получения взятки) по эпизодам, связанным с незаконным, по ее мнению, преследованием за неуплату налогов юриста фонда Hermitage Сергея Магнитского, умершего в следственном изоляторе в ноябре 2009 г.
В сообщении СКП говорится, что доследственная проверка не нашла составов преступлений, связанных со злоупотреблением, превышением должностных полномочий и получением взятки. Эти эпизоды фигурировали в публичных обвинениях со стороны коллег Магнитского по Hermitage в адрес следователей в связи с хищением из бюджета 5,4 млрд руб.: эту историю выяснял незадолго до ареста Магнитский.
По этому делу (о незаконном возмещении налога на прибыль) в мае 2009 г. был осужден на пять лет гендиректор фирмы «Парфенион» Виктор Маркелов. «Парфенион» и другие принадлежавшие Hermitage фирмы, через которые были похищены 5,4 млрд руб., были отобраны у фонда в 2007 г. – по версии фонда, благодаря изъятым сотрудниками ГУВД Москвы под руководством оперативника Артема Кузнецова документам. Подчиненные Кузнецова осуществляли, по версии фонда, и оперативное сопровождение дела против Магнитского.
По мнению правозащитника Льва Пономарева, отказ в расследовании дает основания говорить о круговой поруке в следственных органах и правозащитники могут обратиться к президенту с предложением поручить расследование независимому следователю, как это было при расследовании дела «Трех китов». По словам представителя Hermitage, задача не возбуждать дело была, видимо, поставлена изначально – СКП проигнорировал очевидные факты и не задал заявителям ни одного вопроса.
Другие материалы Алексеевой – о необъективном расследовании уголовного дела Магнитского, по которым она просила возбудить дело за истязание, принуждение к даче показаний и незаконное привлечение к уголовной ответственности, – приобщены к расследуемому сейчас СКП уголовному делу о смерти юриста в тюрьме. Алексеева распространила вчера заявление, что обжалует отказ СКП в суде.