Д.Медведев подписал антирейдерские поправки

Судебные разбирательства в отношении акций отныне должны вестись по месту регистрации. Это воспрепятствует переносу судебных споров в "выгодные" рейдерам суды.
М.Стулов
М.Стулов

Нормы законов взяты из реальной практики корпоративных захватов, говорит гендиректор "Смартс-холдинга" Андрей Гирев. В законе устанавливается определение и перечень корпоративных споров, а также порядок их судебного рассмотрения. К ним, в частности, отнесены споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридического лица, принадлежностью акций, полномочиями управляющих. Это нововведение исключает повторение ситуации, когда решение об аресте 100% акций "Смартс" принималось мировым судьей, говорит Гирев.

Судебные разбирательства в отношении акций отныне должны вестись по месту регистрации – это воспрепятствует переносу судебных споров в "выгодные" рейдерам суды, надеется Гирев.

Это лишь первая часть антирейдерского пакета, знает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. Вторая, внесенная в Госдуму, но еще не рассмотренная в первом чтении, касается процедур, связанных с ведением реестра, через манипуляции с которым связана большая часть корпоративных захватов. Из реестра должно быть понятно не только то, кто имеет право голосовать на момент собрания акционеров, но и то, кто собственник акций в конкретный момент времени, говорит Плескачевский: поглощение часто происходит через кражу реестра, в который вносятся новые акционеры.

Сейчас изменения в реестр может внести любой работник регистратора, а законопроект предлагает закрепить эту функцию за конкретным операционистом, по аналогии с банковскими, который должен быть персонально застрахован. Кроме того, страховать от определенного перечня ошибок предлагается и весь реестродержатель.

"Смартс" в течение года не мог получить доступ к своему реестру, вспоминает Гирев, все это время рейдеры пытались вписать в него новых владельцев, а затем продать акции. Внесенный в Госдуму законопроект исключает такую ситуацию: реестр должен быть электронным, и вопрос доступа к нему должен сниматься одним кликом мыши, говорит Плескачевский.