Средняя стоимость ОСАГО вырастет на 10–15%

Но в большей степени из-за расширения тарифного коридора «пострадают» аварийные водители, считают эксперты
Увеличение стоимости запчастей – суровая реальность
Увеличение стоимости запчастей – суровая реальность / Андрей Гордеев / Ведомости

Банк России предложил расширить границы тарифного коридора ОСАГО для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз. Причина – рост стоимости автозапчастей. Цена полисов в результате расширения коридора может возрасти в среднем на 10–15%, в особенности для аварийных водителей, рассказали «Ведомостям» страховщики и эксперты рынка. Для легковых автомобилей диапазон базовой ставки тарифа составит 1646–7535 руб., для такси – 1490–15 756 руб. Границы тарифов для общественного транспорта расширятся на 17,8% в обе стороны.

Новые тарифы в условиях роста цен на детали позволят страховщикам удерживать цены для аккуратных водителей за счет повышения стоимости страховки для аварийных, говорится в сообщении ЦБ. Самые «бьющиеся» при авариях детали выросли в цене в среднем на 28,7%, по данным обновленных справочников стоимости запчастей Российского союза автостраховщиков (РСА). Размер страхового возмещения по ОСАГО рассчитывается исходя из этих справочников.

Регулятор также обновил коэффициенты страховых тарифов, которые влияют на итоговую стоимость полиса ОСАГО. Она формируется из базового тарифа страховщика, который не должен превышать установленные ЦБ границы, и разных коэффициентов: тип транспортного средства, регион регистрации, количество аварий по вине водителя, возраст и стаж, мощность двигателя, время использования транспорта в течение года.

Рост коэффициентов заметен в регионах из «красной» зоны (субъекты Федерации, где у страховщиков высокая убыточность из-за страхового мошенничества) рэнкинга РСА, говорит исполнительный директор организации Евгений Уфимцев. В городах вблизи Новосибирска, в одном из самых невыгодных для автострахования регионе, коэффициент страховых тарифов вырос на 0,06 п. п. На столько же выросли коэффициенты для городов другой невыгодной зоны – Дальневосточного федерального округа.

Убытки вырастут

РСА зафиксировал существенный рост средней выплаты по ОСАГО в мае: средняя выплата выросла по сравнению с маем 2021 г. на 13%, или 8500 руб., – с 66 328 до 74 806 руб. В ОСАГО из-за роста стоимости запчастей также намечается рост убыточности (когда выплаты превышают собранные премии). Согласно последнему обзору финансовой стабильности ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) по ОСАГО в I квартале составил 93,7%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом год назад на 1,3 п. п.

Стоимость ОСАГО

В крупнейших по количеству автовладельцев регионах средняя стоимость ОСАГО для граждан в марте практически не изменилась в сравнении с январем. В Москве (проживает 12% всех автовладельцев) она составила 8051 руб., увеличившись по сравнению с январем на 0,2%, в Московской области (6,4%) – 7277 руб. (+0,45%), в Санкт-Петербурге (4,6%) – 7568 руб. (-0,4%), следует из данных РСА. Средняя стоимость ОСАГО для физлиц выросла в марте до 5% в 19 регионах, где проживает 24,8% всех автовладельцев, на величину от 5 до 10% – в 15 регионах (14,1% ).

Из общения с дистрибуторами и дилерами можно сформулировать очень широкий диапазон роста цен на детали – от 30 до 200%, говорит исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. В первую очередь подорожали традиционно дефицитные товары «под заказ» и нерасходные запчасти – те, что страдают при аварии. У роста цен на автозапчасти несколько причин. Во-первых, это уход из России многих дистрибуторов – поставщиков как оригинальных запчастей, так и универсальных сертифицированных деталей без маркировки под конкретную марку автомобиля. Во-вторых, нарушились логистические цепочки: многие запчасти поставлялись из Европы и Японии, сейчас независимые импортеры и дилеры ищут новых импортеров, объясняет Удалов.

С учетом роста стоимости запчастей в справочниках РСА убыточность будет значительно расти, замечает старший управляющий продуктом по автострахованию департамента розничного страхования «РЕСО-гарантии» Павел Яковлев. До повышения цен в справочниках в компании наблюдали рост средней выплаты относительно прошлого года на 10–12%. Серьезный вклад в убыточность приносит мошенничество в ряде регионов, поэтому снижение убыточности будет в том числе зависеть от результатов работы межведомственных комиссий на этих территориях, добавляет директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Хотя корзина запчастей подорожала в среднем на 32%, есть и позитивный тренд, говорит управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхования» Сергей Демидов: сейчас по большинству марок дефицит самых востребованных запчастей становится не таким острым. Не исключено, что через несколько месяцев новые каналы поставок позволят снизить стоимость запчастей, полагает он.

Лихачи заплатят больше

Увеличение стоимости запчастей – суровая реальность, говорит директор по рейтингам страховых компаний агентства НКР Евгений Шарапов. Страховщики должны компенсировать повышение стоимости, поскольку иначе система будет разбалансирована. В НКР ожидают, что средняя стоимость полиса возрастет в диапазоне 10–15%.

Схожие оценки приводят в «Ингосстрахе» и «Согласии». Учитывая резкий рост стоимости ремонта, средний полис должен подорожать на 10–15%, считает Княгиничев из «Ингосстраха». Средняя премия вырастет примерно на 10%, но из-за изменения нижней границы коридора страховщики смогут продавать полисы безубыточным водителям с существенным дисконтом, замечает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Павел Нефедов.

Обычно любые изменения в ОСАГО имеют разнонаправленный характер, говорит руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО ВСК Татьяна Кудрявцева: дисциплинированные водители с большим стажем платят меньше, высокоаварийные – больше. Для последней категории водителей с небольшим стажем в ВСК прогнозируют рост стоимости полиса. Страховые компании смогут сделать аккуратным водителям более выгодные предложения, компенсировав сборы за счет цен для высокоубыточных клиентов, соглашается руководитель направления ОСАГО «Сберстрахования» Антон Пожидаев. Но в текущих экономических реалиях речь вряд ли может идти о применении страховщиками нижней границы тарифного коридора, добавляет он.

Решение ЦБ позволит сегменту ОСАГО хотя бы вернуться к ситуации на начало 2022 г., говорит директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев: хотя уже на тот момент наблюдалась недостаточность тарифа в ОСАГО, проблема не стояла так остро, как сейчас. Решения должно хватить на новые запчасти, что будет дальше – покажет анализ, добавляет директор департамента обязательных видов страхования «Альфастрахования» Денис Макаров.

В РСА видят ряд категорий, убыточность по которым существенно превосходит ту цену, которую они платят за страховку, – в первую очередь это такси, говорит президент союза Игорь Юргенс. Из анализа РСА ситуации с ОСАГО в регионах, где власти активно борются с мошенничеством, средняя цена тарифа падает – обратная ситуация видна там, где растет мошенничество. «Жители одних регионов не должны доплачивать за других», – резюмирует Юргенс.

Автомобилисты также воспринимают меру позитивно. Стоимость ОСАГО может вырасти в среднем, но не для всех, говорит координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Справедливо, что для водителей, которые десятки лет не попадают в ДТП, стоимость ОСАГО будет снижаться, а лихачи будут вынуждены платить больше, отмечает он.

Увеличение стоимости запчастей – суровая реальность