Федрезерв сокращает стимулы: к чему готовиться инвесторам
Какие отрасли пострадают больше всего, как сильно может просесть рынок акций США и как это отразится на российском рынкеФедрезерв США может приступить к сокращению стимулирования экономики, развернутого с марта 2020 г. в ответ на пандемию, следует из так называемых «минуток» – протоколов последнего заседания американского центробанка. Пока не ясно, когда именно ФРС начнет сворачивать стимулы – уже в начале осени или ближе к концу года. Но завершить покупку активов она намерена до повышения ключевой ставки.
На публикацию «минуток» рынки отреагировали падением из-за возросших опасений по поводу темпов восстановления экономики США: Dow Jones Industrial (-1,1%), S&P 500 (-1,07%), NASDAQ (-0,9%), нефть WTI (-1,7%), медь (-1,16%), золото (-0,7%). «Ведомости» разбирались, какие отрасли пострадают больше всего, как сильно может просесть рынок акций США и как это отразится на российском рынке с учетом того, что Банк России начал повышать ключевую ставку.
Когда и на сколько
С высокой долей вероятности ФРС уже в сентябре либо примет решение о сокращении выкупа активов, либо даст четкий сигнал, когда это решение будет принято, считает руководитель отдела инвестиционной стратегии дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Иван Федоров.
«Само сокращение стимулов начнется не раньше декабря 2021 г., но будет максимально плавным и гибким», – отмечает Федоров. Согласно базовому сценарию Citi, оно может составить до $15 млрд в месяц из текущих $120 млрд: $10 млрд придется на казначейские облигации и $5 млрд – на ипотечные облигации. «Речи о повышении процентных ставок в ближайшее время не идет – Citi ожидает первого повышения не раньше конца 2022 г.», – говорит эксперт.
По мнению начальника управления анализа рынков «Открытие брокера» Антона Затолокина, представители ФРС хотя и говорят о рисках инфляции, но с учетом ситуации с COVID-19 больше обеспокоены темпами восстановления рынка труда и экономическим ростом. Эксперт полагает, что Федрезерв пойдет на сокращение программы выкупа активов в конце текущего года или в начале 2022 г. – и только при условии уверенности в силе экономики.
Основной вопрос в сворачивании стимулов ФРС связан с тем, будет ли это реакция на инфляцию или на экономический рост, считает портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Эдуард Харин. «В первом случае это может стать негативом, во втором – рынки, скорее всего, быстро переварят новость, поскольку исторически, если экономика растет и ФРС ужесточает денежно-кредитную политику (ДКП), инвесторы больше склонны смотреть на динамику роста прибыли компаний, чем на все остальное», – говорит Харин. Он ожидает начала сворачивания стимулов через несколько месяцев, а первого повышения ставок – в конце 2022 г. или в начале 2023 г.
Что будет с рынками
Аналитики сходятся во мнении, что первоочередное влияние на рынки оказывает пандемия. ФРС очень плавно готовит рынки к будущему сокращению выкупа активов, что, безусловно, сгладит реакцию инвесторов на решение регулятора. Но многое будет зависеть от ситуации с COVID, причем как в случае ее улучшения, так и ухудшения.
«Рынки уже сегодня закладывают в свои ожидания риторику и возможные шаги со стороны ФРС. Это повышает текущую волатильность, но позволит сгладить более резкие колебания в будущем. Также важно помнить, что сокращение монетарных стимулов положительно повлияет на курс доллара и, вероятно, поддержит долгосрочные ставки в США», – говорит Федоров из Citi. В то же время он предупреждает, что сокращение ликвидности ударит в первую очередь по развивающимся рынкам, в том числе по российскому. Инвесторы будут более требовательны к качеству активов, особенно на фоне неясности в ситуации с пандемией, уверен эксперт.
Руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам» Наталья Малых также не ждет сильной реакции рынка акций на сворачивание стимулов – разворота не будет, скорее лишь всплеск волатильности и временная коррекция. Действия ФРС будут позитивны для доллара и могут вызвать коррекцию на рынке сырьевых товаров. Сильнее будут смотреться акции, ориентированные на внутреннее потребление, в частности ритейл, а слабее – сырьевые компании и компании, ориентированные на экспорт и с большой частью бизнеса за рубежом.
Многие инвесторы вряд ли захотят расставаться с акциями, учитывая позитивные ожидания по прибыли в этом году и в следующем. Тем более что с улучшением финансовых результатов эмитенты становятся щедрее, увеличивая дивиденды и байбэки, – рост выплат станет трендом на следующие кварталы, уверена Малых. Она предупреждает, что укрепление доллара может умеренно негативно сказаться на российском рынке, но в целом считает его устойчивым. «Правда, в лучшем случае российский рынок может показать лишь небольшой прирост до конца года или консолидироваться в районе максимумов», – резюмирует эксперт.
Разговоры о сокращении стимулов, а значит, ликвидности на рынке всегда создают нервозность и служат основой для спекуляций, отмечает Затолокин из «Открытие брокера». Из-за этого страдают акции циклических секторов экономики и особенно уязвимых в условиях пандемии отраслей: производство энергоносителей, транспорт, туризм, связанные с транспортной отраслью представители промышленности. Он считает, что коррекция в размере 5% по индексу S&P 500 – максимум, на что можно рассчитывать в негативном сценарии. Для российского рынка в этом сценарии коррекция может быть более существенной – около 10%.
Что будет с российскими акциями
Банк России может как сохранить ставку на текущем уровне, так и повысить ее еще – до 7,5% или даже до 8% до конца года. Выбор регулятора будет зависеть от динамики инфляционных ожиданий – удастся ли добиться их устойчивого снижения, отмечает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая. По прогнозам «Финама», ЦБ РФ повысит ключевую ставку до 6,75–7% до конца года и приступит к ее постепенному снижению в 2022 г., если инфляция приблизится к целевому уровню 4%.
Повышение ключевой ставки ЦБ уже начало сказываться на депозитных ставках и доходностях долговых инструментов и, скорее всего, их рост продолжится, считает Беленькая. Это может замедлить приток средств населения в акции, хотя она ожидает, что интерес к инвестированию в России сохранится. Российский рынок акций является одним из наиболее недорогих и привлекательных по дивидендной доходности, и это может сглаживать эффект от повышения ключевой ставки ЦБ и от ожидаемого начала нормализации ДКП ФРС, которая в целом может приводить к оттоку капиталов с развивающихся рынков.
Российский фондовый рынок уже показал устойчивость к повышению локальных процентных ставок. Можно сказать, что инвесторы морально готовы к повышению на 25–50 б. п., отмечает Затолокин. Хотя сейчас уже наблюдается замедление инфляционных процессов, и не исключено, что ЦБ обойдется без повышения ставок. Наиболее чувствительным к повышению ставок аналитик считает сектор строительства и девелопмента, где спрос на недвижимость сильно зависит от ставок по ипотеке, а сами строительные компании привлекают финансирование на долговом рынке с заметной премией к кривой доходности ОФЗ в размере 150–250 б. п.
Российские активы сейчас больше зависят от внутренней ключевой ставки, чем раньше, поскольку появился большой пласт внутренних инвесторов, для которых внутренняя ставка имеет значение, говорит Харин. Они балансируют между доходностью по депозитам, ОФЗ или корпоративным бондам и доходностью по акциям. Пока ожидаемая доходность акций (т. е. рост курсовой стоимости плюс дивиденды) является более предпочтительной, но, если ЦБ РФ будет продолжать политику ужесточения ДКП, мы можем увидеть реакцию ритейл-инвесторов.
Что делать инвесторам
При формировании портфеля Citi исходит из важности диверсификации и минимизации специфических рисков – как страновых, так и отдельных компаний/отраслей, рассуждает Федоров. В ожидании волатильности он позитивно смотрит на американские акции компаний высокой капитализации и выделяет защитные свойства акций сферы здравоохранения. Важно также увеличить в портфелях доли дивидендных акций – дивидендная доходность может быть хорошей альтернативой росту рынка, отмечает он. «Хуже рынка могут выглядеть акции компаний малой и средней капитализации, а бумаги технологического сектора могут оказаться под давлением в случае роста долгосрочных процентных ставок в США», – указывает Федоров.
Харин уверен, что ресурсные компании – и прежде всего нефтегазовый сектор – остаются привлекательными с точки зрения инвестиций в перспективе как минимум года, так как текущая ситуация с ESG, ограничением инвестиций в сектор очень сильно скажется на объеме производства в будущем. Он также рекомендует присмотреться к компаниям новой экономики, таким как «Яндекс» и Ozon. «В первом случае мы видим большой дисконт к сумме частей («Яндекс Маркет», беспилотные автомобили и проч.). «Ozon уже торгуется дешевле 1 GMV (общий объем оборота товаров) к выручке 2022 г., что делает его дешевым по отношению к мировым аналогам», – поясняет он.
По мнению Затолокина из «Открытие брокера», в условиях ожидаемого восстановления российской экономики стоит сделать ставку на рост потребительского сектора и банковские бумаги. Это может быть более оправданным, чем фронтальные инвестиции в акции сырьевых компаний, многие из которых уже выросли в этом году. Но и среди сырьевых компаний есть недооцененные истории. Среди фаворитов «Открытие брокера» на ближайший год – акции ВТБ, UC Rusal, «Газпрома», МТС, АФК «Система», Beluga Group.