Смартфон – мой брокер

Новые возможности мобильных инвестиций
Мобильные приложения помогают инвестировать
Мобильные приложения помогают инвестировать / МАКСИМ СТУЛОВ / ВЕДОМОСТИ

Купить акции по QR-коду

В начале ноября клиенты ИК «Финам» получили возможность пополнения брокерского счета без комиссии через Систему быстрых платежей (СБП). Средства зачисляются со счетов сторонних банков с помощью QR-кода. Сервис доступен круглосуточно по рабочим дням, лимит на перевод – 600 000 руб. Аналогичные решения внедрили также «Райффайзен капитал», «Велес капитал», БКС и другие компании.

Чтобы перевести деньги с помощью СБП, необходимо выбрать в личном кабинете счет для пополнения, указать сумму, сгенерировать QR-код, после чего с помощью мобильного приложения другого банка отсканировать его и подтвердить операцию в банке-отправителе. Важное преимущество перевода по QR-коду – безопасность операций: код одноразовый и не содержит данных клиента (фамилии и номера счета).

«Необходимость для клиента покидать интернет-страницу брокера или управляющей компании, чтобы оформить платеж, была серьезным препятствием для конверсии при онлайн-продажах. А при использовании для этого банковских карт препятствием была высокая комиссия, – поясняет вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева. – При участии НАУФОР в 2020 г. на платформе СБП была реализована новая схема пополнения счетов граждан на фондовом рынке – с использованием запроса на платеж, который клиент может сформировать из своего личного кабинета на сайте или в приложении брокера автоматическим заполнением реквизитов платежа и со стоимостью перевода, не превышающей 0,4%».

Кэшбэк акциями

Идея инвестиционного кэшбэка витает в воздухе. В 2019 г. сообщалось о проекте по выпуску на платформе BankFuture банковской карты с новой системой лояльности – cash-future. Задумана она по принципу cash-back, но процент от потраченных владельцем карты средств должен направляться сразу в выбранные им инвестиционные продукты. Похожий продукт запустил «Банк Фридом финанс», который предлагает кэшбэк акциями по мультивалютной премиальной карте. За покупки с помощью карты владельцу начисляются акции Apple, Boeing, Facebook, Tesla, «Аэрофлота», «Газпрома» и др., остатки накопленных средств отражаются на виртуальном счете. Их можно превратить в живые деньги, переведя с виртуального счета на текущий по курсу акции на момент перевода. Но следует обратить внимание: сервис не дает возможности получать кэшбэк акциями разных компаний, так что диверсифицированный портфель таким образом не собрать.

Инвестировать через мессенджеры

Некоторые инвесткомпании перекладывают существенную часть работы на чат-боты, поручая им множество функций – от финансового консультирования до формирования заявок клиентов. Например, Telegram-бот «Фридом финанс» принимает заявки на покупку-продажу ценных бумаг и других инструментов у клиентов, уже имеющих брокерские счета в компании. Боты ВТБ, «Сбера», «Тинькофф банка», Альфа-банка и других крупных игроков на брокерском рынке обеспечивают клиентскую и сервисную поддержку. «Бот может отвечать на вопросы клиентов, консультировать по тарифам и продуктам и выполнять ряд других аналогичных функций», – говорит директор департамента цифрового бизнеса «Открытие брокера» Алексей Глазков. Свой бот «Открытие брокер» планирует внедрить в мобильное приложение до конца 2020 г.

А «БКС мир инвестиций» в сентябре запустила бот, помогающий еще и открывать брокерские счета через Telergam (в ноябре аналогичный помощник появился в WhatsApp). При открытии счета с помощью бота пользователю достаточно загрузить фото или скан двух разворотов паспорта – дальше сервис автоматически распознает данные и сам заполняет анкету за клиента, которому остается только подтвердить корректность данных с помощью sms. На проверку документов и открытие счета после этого требуется обычно 10–15 минут, но, чтобы начать торговать, клиенту придется дождаться, пока счет зарегистрируют на бирже, на это может уйти до 24 часов.

Онлайн-страховки

Страховые компании активно развивают сервисы, позволяющие клиентам инвестировать в страховые продукты. Например, «Капитал лайф» совместно с Райффайзенбанком первыми на рынке страхования жизни запустили сервис по оплате страховых взносов через СБП. Компания «Ренессанс жизнь» внедрила автоматическое распознавание документов при оформлении полиса. Клиенты «Альфастрахование-жизни» могут подписывать договор онлайн электронной цифровой подписью. Многие страховщики внедрили идентификацию в личном кабинете через портал госуслуг и единую систему интернет-авторизации, позволяющую продавать полисы в том числе через мессенджеры. В частности, «Ингосстрах жизнь» запустила продажи полисов страхования жизни через WhatsApp.

Общаться с чат-ботами можно не только письменными сообщениями, но и голосом: боты уже хорошо понимают, чего хочет человек, произносящий, например, «купить «Газпром» на 10 000 руб.».

Накопить «жизнь» онлайн

В конце октября впервые через мобильное приложение стал продаваться довольно сложный, традиционно «агентский» страховой продукт – накопительное страхование жизни (НСЖ). Возможность оформить полисы НСЖ «Сбербанк страхование жизни» теперь есть у пользователей «Сбер онлайна». По словам старшего вице-президента «Сбера», руководителя блока «Управление благосостоянием» Натальи Алымовой, программа НСЖ пока выведена в приложение в базовых параметрах, но будет постепенно дополняться. До конца 2020 г. компания планирует сделать доступными через мобильное приложение также и продукты инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Ранее «Сбер» внедрил в приложение ПИФы, ИИС с готовыми стратегиями, индивидуальные пенсионные планы, стратегии доверительного управления и модельные портфели.

Генеральный директор «Капитал лайф страхование жизни» Евгений Гуревич считает, что появление НСЖ и ИСЖ в приложении крупнейшего участника финансового рынка – важный фактор популяризации страхования жизни. «Рисков мисселинга в онлайне я не вижу. Скорее наоборот – информированность клиентов об этих финансовых продуктах в результате этого только растет», – говорит Гуревич. Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин полагает, что в перспективе ближайших трех лет онлайн-продажи ИСЖ вряд ли будут значительными – не более 1–3% от общего объема продаж. Но тестирование и совершенствование технологий и законодательства должны, по его мнению, существенно улучшить практику. «Одно из главных преимуществ онлайна для клиентов – возможность оперативного управления своей стратегией», – полагает Дубровин.