Доля непродовольственных товаров в потребительской корзине жителей России к началу июня выросла до 60%, по данным исследовательского холдинга «Ромир». Еще месяц назад она была на уровне 54%.
Сейчас спрос восстанавливается, в то же время многие компании из сегмента нон-фуд за последние два года пережили значительную трансформацию собственных бизнес-моделей. Масштабный уход в онлайн из-за пандемии и сокращение потребительских расходов заставили их расширять спектр услуг и товарную линейку — вплоть до того, что нон-фуд-ритейлерам пришлось внедрять в нее продукты питания. Тем не менее некоторым монобизнесам, специализирующимся на продаже одного вида товара или услуги, удалось выстоять и даже вырасти, оставаясь верными своей изначальной стратегии развития.
Представители монопрофильных компаний рассказали для проекта «Тинькофф Кассы»*, в чем секрет устойчивости их бизнес-моделей и как им помогают современные платежные технологии.
Онлайн на передовой
Онлайн-торговля растет «вне зависимости от страны, региона или континента», говорится в глобальном исследовании NielsenIQ. И Россия — на передовой. Например, с июня 2020 года по июнь 2021-го динамика роста продаж в e-commerce в России составляла 65%, в Италии — 89%, в Австралии — 60%, в США — 39%. Увеличение онлайн-продаж в качестве главного тренда выделяют практически все опрошенные «Ведомостями» компании.
Бизнес отлично понимает значимость e-commerce, поэтому все больше вкладывается в технологии, в том числе помогающие принимать оплату онлайн. Платежных решений становится все больше, и участники рынка могут подбирать их под свой тип бизнеса.
Платежи по-быстрому
Система быстрых платежей (СБП, АО «НСПК») появилась в начале 2019 года. Сперва она позволяла совершать мгновенные переводы между физлицами, а позже через систему стала доступна оплата в торговых точках с помощью QR-кода. В начале оплату через СБП принимали не так много банков и магазинов, но сейчас ее подключает все больше участников. Система существенно снижает стоимость приема платежей: комиссии в СБП составляют от 0,4 до 0,7%. В июне 2021 года такой функционал предоставляли только 50 банков, год спустя этот показатель вырос втрое — до 155. При этом количество торгово-сервисных предприятий, внедривших оплату через СБП, в I квартале 2022 года увеличилось в четыре раза по сравнению с I кварталом 2021 года — до 177 000.
Компания iModern*** с 2003 года занимается продажей эксклюзивной мебели, создавая ее на основе собственного дизайна на зарубежных фабриках. iModern напрямую взаимодействует с клиентами, что позволяет ей не использовать розничные наценки.
iModern запустила свой интернет-магазин в 2017 году и до определенного момента для эквайринга использовала популярное решение одного из лидеров платежного рынка. Однако с годами стало понятно, что он не «успевает» за потребностями компании, в частности, слишком долго не подключается к Системе быстрых платежей, вспоминает представитель компании. По его словам, среди нескольких десятков банков, являющихся участниками СБП, iModern выбрала «Тинькофф Кассу» и подключилась всего за два дня. Кроме того, благодаря интеграции с CRM-системой менеджеры получили возможность отслеживать все этапы оформления заказа.
«Благодаря подключению нового платежного сервиса с начала 2020 года количество онлайн-платежей на сайте увеличилось на 10—15%», — рассказывает представитель iModern.
Без ограничений
Многим компаниям из сферы услуг нужно наладить не только прием оплаты от покупателей, но и организовать быстрые безналичные выплаты исполнителям. Во многом на такие компании повлияло развитие платежных технологий: благодаря им бизнес смог лучше организовать работу внештатных сотрудников и выплату вознаграждений и в результате сократить издержки.
«Домовенок» появился в России еще в 2008 году. Изначально это был классический сервис уборки, где клинеры числились в штате, а в основе инфраструктуры компании находилось самостоятельно написанное CRM-решение на базе 1C. Однако традиционная модель оказалась негибкой, а значит, сложной для масштабирования. Поэтому с годами сервис превратился в полноценный O2O-сервис (online-to-offline), который сегодня позволяет клиентам самостоятельно размещать заказы на уборку, а исполнителям — брать их.
За 13 лет работы «Домовенок» научился обрабатывать по 160 000 заказов в год по ценам ниже, чем у конкурентов. Теперь это одна из крупнейших клининговых компаний в России, работающая в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Преобразование компании в полноценную онлайн-платформу потребовало продвинутого партнера по интернет-эквайрингу, вспоминают представители «Домовенка». Такой партнер должен был обеспечить не только прием безналичных платежей от заказчиков, но и выплаты исполнителям. В 2020 году компания выбрала в качестве эквайера «Тинькофф Кассу». Это позволило «Домовенку» значительно снизить стоимость безналичных выплат вознаграждений исполнителям.
Как итог — доля оплат картами в сервисе за последние два года выросла вдвое — с 35 до 70%, приводит данные представитель «Домовенка». Повлиял и тренд на рост безналичных переводов.
Кроме того, по словам представителя «Домовенка», на платформе стало больше выполненных заказов за счет роста количества исполнителей. Зачисление средств на карту исполнителя без комиссии и отсутствие ограничения по минимальной сумме выплат помогло за 1,5 года увеличить на 25% количество «домовят», то есть людей, постоянно выполняющих заказы на платформе.
Акции «в цене»
Внедряя современные платежные решения, ритейлеры не забывают и о зарекомендовавших себя классических способах продвижения продукта. Это различные акции и скидки на товары, программы лояльности, которые особенно хорошо работают в сочетании с кешбэком по банковской карте.
Интернет-гипермаркет бытовой техники и товаров для дома Techport.ru** был создан более 15 лет назад. Его концепция — предложение продукции по низким ценам. Для этого ритейлер постоянного внедряет скидки и проводит ежедневные акции, реализует собственную программу лояльности. Благодаря этому каждый месяц через него проходит более 2 500 платежей. Во многом такие объемы обеспечиваются с помощью технологического платежного сервиса, отмечает представитель Techport.ru.
Усиленная защита
А вот некоторые типы бизнесов требуют специальных платежных решений. Люксовый ресейлер POSH MARKET**** появился в России в 2018 году. Платформа для C2C-перепродажи брендовых вещей достаточно быстро стала популярной. Сейчас ежемесячно здесь совершается несколько тысяч сделок, всего в сервисе зарегистрировано более 300 000 пользователей.
Товары загружаются в каталог самими продавцами — физическими лицами. Каждая сделка (продажа) на платформе проходит семь этапов — от подтверждения наличия товара до получения его покупателем. Один из важнейших — бесплатная проверка подлинности товара: все вещи стоимостью свыше 20 000 рублей доставляются в POSH MARKET для проверки.
Как отмечает представитель ресейлера, для него изначально было крайне важно максимально защитить всех участников площадки. Поэтому для POSH MARKET принципиальным моментом стала возможность использования сервиса «Безопасная сделка».
Работает «Безопасная сделка» так: покупатель выбирает товар на сайте, ждет подтверждение его наличия и после этого оплачивает покупку. Денежные средства за товар хранятся на специальном счете банка-эквайера до конца сделки. После доставки покупатель закрывает сделку со своей стороны, в тот же момент деньги перечисляются на счет продавца. Такая схема взаимодействия помогает обезопасить обоих участников процесса. По данным сервиса интернет-эквайринга «Тинькофф Касса», с которым сотрудничает POSH MARKET, технология «Безопасной сделки» актуальна для разных типов площадок: онлайн-бирж фрилансеров, репетиторов, клинеров, онлайн-досок объявлений, сервисов перевода чаевых и сбора донатов и т. д.
*АО «Тинькофф Банк», 0+
**ООО «СЕЛЛЕР», ОГРН 1137746421340, адрес места нахождения: 141400, Московская область, г. Химки, ул. Рабочая, д.2А, корп. 22А, оф.304А
***ООО «Аймодерн», ОГРН 5177746274393, адрес места нахождения: 123007, Москва, ул. 5-я Магистральная, дом 15
****АО «ПОШ МАРКЕТ», ОГРН 1207700495320, адрес места нахождения: 129626, г. Москва, Рижский проезд, дом 7
Читайте также сюжет «Бизнес в цифрах» при поддержке «Тинькофф Кассы»