Элина Кийко: «В России идеальные условия для дальних автономных маршрутов»
Руководитель направления развития автономных грузовиков «Яндекса» об автономном транспортеСовременная система грузоперевозок в нашей стране столкнулась с необходимостью глубоких изменений. Прогнозируется, что рынок будет расти на 7,5% ежегодно – во многом благодаря развитию электронной коммерции. Вместе с ростом рынка увеличиваются требования к скорости и надежности доставки.
На сегодняшний момент перед системой грузоперевозок стоит сразу несколько вызовов. Во-первых, кадровый кризис – квалифицированных водителей не хватает. По данным РАН, почти 70% компаний в той или иной степени испытывают нехватку водителей. Не менее важная проблема – высокая аварийность и, как следствие, непредсказуемость издержек содержания автопарков.
Решением этих проблем могут стать автономные технологии. В мире автономный транспорт уже стал важной частью грузовой логистики, обеспечивая более высокую безопасность, предсказуемость и экономичность перевозок. Показательны примеры компаний TuSimple и Aurora в США – их автономные грузовики уже осуществляют коммерческие перевозки между логистическими хабами. В Китае компания Inceptio Technology успешно внедрила сотни автономных грузовиков в сети крупного логистического оператора ZTO Express, осуществляя регулярные магистральные перевозки на большие расстояния.
На российских просторах
«Яндекс» – один из пионеров автономных технологий, мы работаем над ними с 2017 г. В России, где протяженные магистрали создают идеальные условия для дальних автономных маршрутов, такие технологии имеют все шансы на успешное внедрение. В 2024 г. мы запустили свои автономные грузовики по магистрали М4, на сегодняшний день уже сделано около 700 рейсов в рамках партнерства с «Яндекс Маркетом».
В ближайшей перспективе – выход на М11 и М12. Мы видим большой интерес к технологии со стороны бизнеса. Компании хотят перейти на бесшовные логистические цепочки (разгрузка – сортировка – сборка – погрузка – доставка) без участия человека. Здесь автономный транспорт удачно сочетается с набирающими обороты системами роботизации складов: по данным Ассоциации участников рынка роботизации, роботизация логистики – один из самых быстрорастущих сегментов.
Ключевой элемент успешной работы автономного транспорта – детализированные цифровые карты (HD-карты). Перед запуском автономного грузовика по маршруту наши специалисты предварительно создают точную 3D-карту дороги. Для этого маршрут тщательно сканируется специальными автомобилями с лидарами и камерами. Полученное облако точек используется для формирования высокоточной карты, где отмечены все детали дорожной инфраструктуры: полосы, разметка, светофоры и дорожные знаки. Впоследствии, двигаясь по маршруту, автономный грузовик в реальном времени сравнивает данные с лидаров с заранее подготовленными картами, что позволяет ему точно ориентироваться и безопасно принимать решения на дороге.
Плюсы автономных грузовиков очевидны: они не нуждаются в сне, еде и отдыхе. Это означает, что они могут двигаться практически непрерывно, преодолевая до 1600 км в сутки без остановок на смену водителей. Такая непрерывность повышает скорость доставки и позволяет более эффективно использовать технику: один грузовик может выполнить объем перевозок, для которого раньше требовалось два. Это напрямую влияет на экономику: бизнес либо быстрее зарабатывает за счет ускорения оборота, либо экономит, снижая затраты на логистику, включая фонд оплаты труда, топливо, страховку и простой техники.
Маршрут построен
Качество дорожной инфраструктуры в России неоднородное. И если основные магистрали могут легко опровергнуть поговорку о плохих российских дорогах, то многие съезды ее подтверждают. Поэтому, разрабатывая автономные грузовики, мы учитываем и качество дорожного покрытия. Сейчас наши грузовики ездят по магистралям, но в будущем география будет неизбежно расширяться. Мы видим заинтересованность со стороны государства, отраслей и отдельных партнеров в том, чтобы совместно развивать необходимые условия для внедрения автономных перевозок. Речь идет не только о поддержке отдельных магистралей в хорошем состоянии, но и о создании выделенных маршрутов, технической инфраструктуры и цифровых решений, которые позволят автономным грузовикам безопасно и стабильно работать.
Погода – еще один важный фактор, который надо учитывать при внедрении автономных технологий. Однако современные сенсоры, такие как лидары и радары, позволяют эффективно работать в сложных условиях (дождь, снег, туман). Особенно важны радары, способные видеть через пыль и воду, и лидары, эффективно работающие даже в полной темноте.
Футуристические технологии настоящего
Ключевые компоненты автономных грузоперевозок – высокоточные карты (HD-карты), современные лидары, камеры и сенсоры, которые обеспечивают надежность автономного вождения. Сегодня они находятся на высоком уровне зрелости и уже широко используются в реальных перевозках. HD-карты позволяют точно ориентироваться на дороге, а лидары, камеры и радары обеспечивают восприятие дорожной обстановки в любых условиях.
Мы начали разрабатывать собственные лидары, потому что на рынке не было решений, которые соответствовали бы нашим требованиям по точности, надежности и стоимости. Это позволило глубже интегрировать сенсорные системы в платформу и обеспечить устойчивую работу в сложных погодных условиях и при высокой нагрузке.
Чтобы автономный грузовик смог выехать за пределы ангара, технология должна пройти обучение в симуляторе. Это ключевой этап, позволяющий проверить тысячи сценариев без рисков на дороге.
Основа для тренировки – реальные данные с маршрутов лучших водителей, которые мы собираем с помощью сенсоров. Таких водителей у нас целый штат – это испытатели с большим опытом в грузоперевозках, которых мы тщательно отбираем. Затем на основе этой информации обучается нейросеть. Следующий этап – обучение ИИ-автопилота в специальном симуляторе, где проводится тестирование различных сценариев, таких как появление на дороге людей, животных, резкое торможение других машин и т. п.
При планировании движения мы делаем ставку на машинное обучение ИИ-пилота, а алгоритмическую модель используем в блоке обеспечения безопасности. Такой подход позволяет создать более гибкую модель. В итоге получается не просто технология в вакууме, а цельный продукт, адаптированный под нужды рынка.
Начинают и выигрывают
Компании, первыми начавшие внедрение автономной логистики, получают существенные конкурентные преимущества и возможность заранее адаптироваться к изменениям на рынке. На первом этапе больше всего выиграют компании логистического и торгового секторов, особенно онлайн-ритейл и производители товаров массового потребления. Для них критически важны скорость и предсказуемость доставки, и именно они сталкиваются с дефицитом квалифицированных водителей.
Речь идет не столько о мгновенной экономической отдаче, сколько о стратегическом преимуществе. Компании, вовремя понявшие, что за автономными технологиями будущее, смогут первыми задать стандарт: протестировать технологии, адаптировать процессы, сформировать требования к инфраструктуре и нормативной базе. А главное – пройти путь внедрения раньше других. Поскольку переход на автономные решения требует времени, те, кто начинает сейчас, будут значительно опережать рынок в момент, когда технология станет массовой.
Наши клиенты уже сейчас встречаются с нами, создают рабочие группы, просчитывают экономический эффект от внедрения автономного транспорта под свои задачи. Причем моделируют сразу несколько сценариев – от частичной автоматизации маршрутов до полного перехода на автономные перевозки. Эти оценки учитывают скорость оборота, снижение затрат на водителей и простои, а также влияние на общую устойчивость логистической цепочки.
Будущее – за автономным транспортом
Сейчас российский грузовой автопарк насчитывает около 1,65 млн машин, и Минтранс прогнозирует, что к 2035 г. до 50% грузовых перевозок могут стать автономными. Мы согласны с этой оценкой, но многое будет зависеть от скорости решения инфраструктурных и законодательных вопросов, а также от уровня принятия технологий бизнесом.
Эксперты Kept считают, что потенциальный эффект для экономики России при переходе на автономные автомобили составит около 4,6 трлн руб. в год. Цифра выглядит вполне реалистичной, так как автономный транспорт оптимизирует множество затратных статей грузоперевозок и одновременно будет способствовать снижению аварийности, что поможет не только сэкономить средства, но и спасти жизни. &