Партнер проекта:
Агентство креативных индустрий

Людмила Цой: «Экспортный потенциал креативных индустрий огромный»

Замруководителя департамента предпринимательства Москвы о перспективах творческого бизнеса
Личный архив

По оценке Агентства стратегических инициатив, в прошлом году вклад креативных индустрий в ВВП России составил 4,87% с общим объемом выручки 12,6 трлн руб. Москва занимает лидирующие позиции в креативной индустрии: по данным правительства города, в столице работает более 100 000 креативных предпринимателей – это примерно четверть от общего числа предпринимателей отрасли в стране. О том, как столица поддерживает развитие креативных индустрий, какие у отечественных творцов экспортные перспективы и зачем нужен «отраслевой ПМЭФ» – «Москва фест», «Ведомости&» рассказала заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Людмила Цой.

– Как вы определяете, что такое креативные индустрии?

– Понятие это относительно новое не только в России, но и в мире. Поэтому все считают по-разному, методология только вырабатывается. Мы считаем, что к креативной индустрии относятся все виды дизайна, мода, музыка, архитектура, кино, анимация, театр, медиа, реклама. Все, что связано с творчеством, но при этом участвующее в рыночной экономике. С этой точки зрения государственный театр, например, относится к сфере культуры, а вот участвующий в рыночных отношениях частный театр – это уже креативная индустрия. Каждая страна и даже каждый город определяет свои приоритетные направления в этой сфере. Например, в некоторых странах туризм считается сектором креативной экономики, потому что разработка маршрутов, создание привлекательных объектов инфраструктуры требуют творческого подхода. Или, скажем, в Красноярске к сфере креативной экономики относят гастрономию. Дизайн интерьера, создание интересного и необычного меню – это тоже все творческая работа.

Накреативили на триллионы

Выручка творческих отраслей Москвы увеличилась с 3,2 трлн руб. в 2020 г. почти до 4 трлн руб. в 2022 г.
1,7 трлн руб. заработала сфера информационных технологий и видеоигр
953 млн руб. – рекламный бизнес
343 млн руб. – теле- и радиовещание
273 млн руб. – архитектура
252 млн руб. – издательская деятельность

Источник: департамент предпринимательства и инновационного развития г. Москвы

– Насколько важны креативные индустрии для страны?

– Если мы говорим про современную экономику, то без творческих людей, без креативности ни одна страна сейчас не развивается. Что еще важно: креативные индустрии – одна из немногих сфер экономики, которая может развиваться без использования природных ресурсов. Взгляните, например, на Южную Корею: страна небогата ресурсами, но благодаря своим технологиям и развитию креативных технологий она по ВВП входит в первую десятку стран мира. У Москвы тоже нет нефти, угля, металлов – того, что продают другие регионы. Поэтому мы в Москве в последние 3–4 года делаем ставку именно на креативных предпринимателей.

– Как вы поддерживаете креативных предпринимателей?

– Есть два вида поддержки. Первый – это наша реакция на срочные запросы бизнеса. Например, в разгар пандемии мы выделяли специальные гранты на поддержку кинотеатров – до 50 млн руб. на одну сеть, общая сумма составила около 300 млн руб. В итоге в Москве закрылось всего 11% кинотеатров, это минимальный процент закрытий среди всех регионов РФ (в целом по стране закрылось 15%, говорил в октябре 2020 г. советник президента России по культуре Владимир Толстой. – «Ведомости&»). А есть меры стратегические, системные. Мы компенсируем творческим компаниям расходы на обучение сотрудников, на покупку оборудования, маркетинг, продвижение, рекламу и т. д. А еще мы выступаем как коммуникационная площадка между бизнесом и творческими людьми.

Например, у нас есть проект «Арт фабрика» – мы отобрали лучших дизайнеров интерьеров и городских пространств и познакомили их с крупными девелоперами. Как оказалось, у девелоперов не было времени этим заниматься, а у дизайнеров – возможности достучаться до руководства крупных компаний. Понадобился наш административный ресурс и совсем немного бюджетных средств, чтобы в этой сфере появились творческие коллаборации. Другой пример – «Фабрика легпрома». В легкой промышленности большая проблема с кадрами – там не хватает буквально всех: дизайнеров, закройщиков, швей. Мы объединились с другими департаментами правительства Москвы, в частности с департаментом труда и социальной защиты, у которого есть свои карьерные центры, и вместе с Русской ассоциацией участников фешен-индустрии запустили образовательную акселерационную программу. Для 20 компаний легкой промышленности целенаправленно готовим сотрудников, которые им нужны. Сейчас мы смотрим, насколько успешно реализуется этот проект, в случае успеха готовимся его масштабировать на всю отрасль. Вообще, во всех креативных индустриях огромный кадровый голод, и, чтобы решить эту задачу, мы работаем с разными индустриями.

Людмила Цой, заместитель руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы

В 2007 г. окончила ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет».
В 2006–2011 гг. работала руководителем отдела социальных проектов в РОО СПМ «Студенческая община». Вела волонтерские, социальные и образовательные проекты.
В 2011–2012 гг. замещала должности государственной гражданской службы в департаменте семейной и молодежной политики и префектуре ВАО г. Москвы, прошла путь от начальника отдела до заместителя начальника управления.
В 2013–2017 гг. руководила Московским молодежным центром, в дальнейшем реорганизованным в Московский многофункциональный культурный центр (подведомственные учреждения департамента культуры г. Москвы).
В 2017–2019 гг. работала в коммерческих и некоммерческих организациях. Вела работу по развитию и продвижению событийного туризма в г. Москве.
В 2020–2022 гг. возглавляла АНО «Цифровые трансформации».
Занимает должность заместителя руководителя департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы с 25 июля 2022 г.

Третий пример: допустим, вы молодой художник – мы вам подскажем, что нужно сделать, чтобы ваши работы появились на выставках разного уровня. Многие художественные выставки мы поддерживаем из городского бюджета, и благодаря такому подходу на больших крупных выставках появляются новые имена. Всего мы выделяем 16 креативных индустрий, в каждой выявили узкие места и разработали релевантные меры поддержки.

– Почему растет количество креативных предпринимателей? Все-таки времена сейчас непростые.

– Ушло много иностранных компаний, и это открыло новые ниши. У модных дизайнеров сейчас большие возможности по импортозамещению, этот сектор активно растет. То же самое касается кино и анимации: до прошлого года порядка 70% контента было иностранным, а в этом году соотношение зарубежного и отечественного кино составило уже 50% на 50%. Мы немного просели в играх, потому что крупные игровые компании ушли, но те, кто остался, понимают перспективу. Им нужно чуть больше времени, разработка игр – это долгая история, одна игра создается 3–5 лет.

– Чтобы улучшить коммуникации творцов с бизнесом, есть ли у вас планы создать специальный экономический форум, такой «креативный ПМЭФ»?

– Конечно, есть. В этом году с 3 по 9 июля в рамках Российской креативной недели состоится наше мероприятие – «Москва фест». К нам приедут предприниматели из 15 стран. Креативная экономика замечательна тем, что ее нельзя отменить или запретить. Россия – лакомый кусок международного рынка для очень многих стран. С другой стороны, наши индустрии, наши идеи, наш креативный класс очень интересны всему миру, начиная от дизайнеров и заканчивая разработчиками игр.

– Российские творческие идеи имеют экспортный потенциал?

– Конечно, огромный. Например, промышленный дизайн – это на самом деле не про красоту, а в первую очередь про эффективность, комфорт, ускорение всех процессов. Наш промышленный дизайн очень силен, еще советская школа осталась. Все, что касается кино, анимации, – это еще далеко не до конца раскрытая история, мы сейчас с зарубежными партнерами очень много говорим про копродукцию – совместные съемки. Те добрые, семейные ценности, которые транслируют наши произведения от «Маши и Медведя» до «Чебурашки», очень близки населению огромных регионов, таких как MENA (Ближний Восток и Северная Африка), СНГ, страны Латинской Америки. Игры тоже суперперспективная тема, наши разработчики одни из лучших. Веб-дизайн – здесь потенциал у рынка тоже бесконечный.