Сергей Левкин: «Комплексные услуги в строительстве – это прорыв»
Руководитель департамента градполитики Москвы о том, почему запросы застройщиков важнее полномочий органов властиКоличество процедур и времени, необходимых для получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, в Москве снизилось с 2010 г. втрое. Но реализация инвестиционного проекта в строительстве до сих пор остается опытом преодоления административных барьеров.
Что есть сейчас
Сейчас более 90% услуг в сфере строительства город предоставляет в электронном виде на портале mos.ru, в том числе услуги по подключению к сетям ресурсоснабжающих организаций. Работают онлайн-сервисы, которые позволяют застройщикам получать информацию, необходимую для принятия решения о реализации инвестиционно-строительных проектов. Это информация обо всех параметрах участка, необходимых документах, затратах на оформление разрешений.
Опрос 1000 представителей строительного бизнеса, проведенный ВЦИОМом в июне 2019 г., показывает: около 65% его участников отметили положительный эффект от перевода госуслуг в Москве в электронный вид.
Как выстроена сегодня система взаимодействия с застройщиком? Она работает исходя из полномочий органов исполнительной власти. Это означает, что на каждое полномочие приходится одна услуга и, соответственно, одно взаимодействие. В итоге даже с учетом проведенной оптимизации в получении разрешительной документации участвует больше трех десятков ведомств и организаций (в том числе и федеральных), причем у каждого из них может быть не по одному согласованию. Таким образом, необходимо больше сотни контактов между участниками строительства, органами исполнительной власти и ресурсоснабжающими организациями.
Что нужно менять
Мнение бизнеса доказывает: нам нужны более глубокие системные изменения. Основной проблемой для участников инвестпроекта в области строительства остается взаимодействие с органами власти. А именно длительные сроки принятия решений – это отметили 52% опрошенных ВЦИОМом. Еще 37,7% среди основных проблем отметили несогласованность действий органов власти на каждом этапе, а 35% – дублирующие процедуры. В итоге административная нагрузка у застройщиков и изыскателей может доходить до 30% от общих затрат на проект.
По мнению 42% участников исследования ВЦИОМа, сократить сроки согласований помог бы переход к согласованию проекта различными органами власти в единой цифровой среде без участия заявителя.
Две трети участников опроса позитивно оценивают идею получать комплексные услуги в сфере строительства.
Мы предлагаем изменить систему предоставления услуг и выстраивать ее, исходя не из полномочий органов исполнительной власти, а из запросов и потребностей застройщиков. Это так называемый клиентский путь предоставления услуг в строительстве: застройщик обращается в ведомство один раз, а получает весь необходимый в данной ситуации комплекс услуг.
Планируя реформы, мы исходим из того, что нужно застройщикам. Им нужны понятные правила игры, быстрое взаимодействие с органами власти и контролирующими органами, возможность получить всю необходимую информацию для своего проекта. Москва – особый город, здесь реализуется очень много крупных проектов, в том числе инфраструктурных, и от скорости такого взаимодействия зависит скорость их реализации.
Полигон для инноваций
В Москве создана вся необходимая информационно-технологическая инфраструктура, позволяющая обмениваться всеми имеющимися документами, сведениями и информацией без участия застройщика. Ему не нужно предоставлять для получения услуги документы, если они уже есть у одного из ведомств, включая Федеральную налоговую службу, Росреестр. Но здесь есть поле для дальнейших действий: наша задача – включение в систему таких федеральных ведомств, как Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Росавиация и др.
Дальнейшая работа по сокращению сроков и улучшению порядка предоставления услуг без пересмотра системы взаимодействия между застройщиками и властью не позволит добиться радикального упрощения реализации инвестиционно-строительного проекта. В этой связи мы предлагаем перейти к предоставлению комплексных услуг. Реализация проекта потребует создания цифровой площадки для взаимодействия всех участников процесса: застройщиков, проектировщиков, строительных компаний, федеральных и региональных органов исполнительной власти, ресурсоснабжающих организаций.
Внедрение проекта по комплексным услугам – это прорыв, а прорывы никогда легко не даются. В Москве уже создана технологическая база для цифровой площадки, и ряд ее компонентов мы начинаем реализовывать. Но чтобы Москва смогла это сделать, нужно внести изменения в ряд федеральных законов и иных актов, поскольку этот проект затрагивает полномочия федеральных органов исполнительной власти. После реализации пилотного проекта можно будет смотреть на возможность распространения этих инициатив на другие регионы, где есть технологическая готовность к таким радикальным переменам. Если мы этого добьемся, то это будет революция в предоставлении госуслуг. В мире есть единичные примеры подобных решений – и то, как правило, по отдельным этапам строительства.
Еще одна наша инициатива – формирование 3D цифрового проекта Москвы. Мы планируем создать геоинформационную систему, позволяющую в режиме реального времени на 3D-модели отображать местоположение точек подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и наличие свободной мощности в каждой точке. &
Автор – руководитель департамента градостроительной политики города Москвы