Как здоровье россиян влияет на экономику страны
И зачем страховые медицинские компании помогают ОМС стать пациентоориентированнымВо Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что экономика и здравоохранение – понятия взаимозависимые. В России тоже набирает обороты тренд на экономику здоровья: система здравоохранения старается перенаправить ресурсы таким образом, чтобы предупреждать болезни, а не заниматься лечением постфактум. Чиновники уверяют, что здоровье нации – новый экономический ресурс, а страховые компании поддерживают курс на пациентоцентричную модель ОМС, напоминая о профилактике и пропагандируя ЗОЖ.
Здоровая нация – здоровая экономика
В ВОЗ считают, что охрана здоровья и экономика должны быть взаимозависимыми – такие выводы содержатся в докладе организации, выпущенном в начале 2024 г. и посвященном новой концепции «Здоровье для всех». Концепция подразумевает пациентоориентированность национальных систем здравоохранения и внедрение инструментов, способствующих повышению мотивации пациентов по заботе о своем здоровье. По данным The Global Wellness Institute, стремление людей к здоровью и благополучию способствует развитию множества отраслей, формируя глобальную экономику объемом $5,6 трлн в 2022 г.
Россия тоже в тренде изменений отношения к здоровью. Расходы на здравоохранение в последние годы росли активно, подсчитали в Минздраве: в 2021 г. – 5,3 трлн руб., в 2024 г. – 6,7 трлн руб. Сейчас они составляют 3,7% ВВП. «Здоровье нации – самый важный экономический ресурс <...> Сегодня это становится механизмом нашей внутренней политики», – объяснял на ПМЭФ-2024 рост затрат советник президента Антон Кобяков.
Основной тренд экономики здоровья – пациентоцентричность: система здравоохранения делает ставку на профилактику и индивидуальный подход в вопросах лечения. «Новые национальные проекты «Продолжительная и активная жизнь» и «Семья» в части здравоохранения направлены на повышение приверженности пациентов здоровому образу жизни (ЗОЖ). Значительную роль в этом процессе играют страховые медицинские организации (СМО), формируя у застрахованных приверженность именно к профилактике заболеваний, а не к их лечению», – подтверждает Александр Трошин, директор по развитию «АльфаСтрахование-ОМС».
Переориентация нацпроектов
В 2024 г. нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография» завершаются. Заместитель председателя правительства Татьяна Голикова отчитывалась, что в России за это время заработал неонатальный скрининг новорожденных, улучшилась ситуация с профосмотрами. Только в 2023 г. их прошло 64% взрослых и 96% детей до 17 лет. «Появляются новые виды оказания высокотехнологичной помощи, а те, которые стали рутинными, погружаются в систему ОМС», – сообщила она.
В подписанном указе президента РФ о национальных целях до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. первым пунктом идет «Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи». В послании Федеральному собранию для этого были анонсированы нацпроекты «Продолжительная и активная жизнь», который придет на смену «Здравоохранению», и «Семья», который заменит «Демографию». В сфере здравоохранения упор будет сделан на ЗОЖ и профилактику. В нацпроект «Семья» войдет программа по охране репродуктивного здоровья. В частности, обследование мужчин и женщин на репродуктивное здоровье уже включено в ОМС с начала 2024 г.
Тренд на ЗОЖ как инструмент госполитики
По данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), почти каждый второй (43%) россиянин в 2023 г. стал чаще придерживаться правил здорового питания, а каждый четвертый (26%) – чаще заниматься спортом. По данным Минздрава, у лиц, приверженных ЗОЖу, на 39% снижена смертность от всех причин. На 82% ниже риск смертности от болезней системы кровообращения у людей без вредных привычек и с хорошим уровнем физической активности. «Активная популяризация ЗОЖа, спорта, правильного питания, а также приоритизация здоровья граждан на уровне государственной политики дают ощутимые результаты – все больше людей задумывается о своем здоровье», – комментировала Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ.
Государство заинтересовано поддерживать стремление россиян вести ЗОЖ. Ожидаемая продолжительность жизни в России должна вырасти до 78 лет к 2030 г. и до 81 года к 2036 г., говорится в указе президента РФ о национальных целях развития страны. И все же наибольший вклад в состояние здоровья вносит сам человек. По данным «СОГАЗ-Мед», здоровье людей зависит на 50% именно от образа жизни, на 20% – от окружающей среды, на 20% – от генетической предрасположенности и лишь на 10% – от здравоохранения. Поэтому СМО проводят мероприятия, направленные на популяризацию ЗОЖа. Ресурсов в системе здравоохранения без активной позиции пациента всегда будет не хватать, уверены страховщики.
Курс на потребности пациента
Переориентация стратегических целей требует более эффективной работы всей системы ОМС. По мнению министра здравоохранения Михаила Мурашко, работа ФОМС и СМО имеет существенное значение для выполнения национальных целей. Причем СМО находятся в уникальном положении: с одной стороны, у них есть ресурсы для мотивации населения на превентивную заботу о здоровье (в том числе репродуктивном), с другой – инструменты контроля за качеством оказываемых медицинских услуг, подчеркивают представители отрасли, опрошенные «Ведомости&». Страховщики уверены, что переориентация нацпроектов сохранит основной тренд последних лет – ориентацию на потребности пациента.
«В центре работы медицинского учреждения в первую очередь должны быть потребности пациента. Эти же принципы лежат в основе работы СМО. Ведь она непосредственно взаимодействует с застрахованным и с медицинскими учреждениями по вопросам организации и оказания медицинской помощи», – говорит Дмитрий Толстов, генеральный директор АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед». Он подчеркивает, что одна из самых главных задач СМО – защита прав застрахованных в сфере ОМС на получение качественной и бесплатной медицинской помощи, объем которой гарантирован государством.
«Система ОМС уже много лет следует тренду на пациентоориентированность», – соглашается вице-президент «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. В последние годы активно формировался институт страховых представителей, помогающих застрахованным на самых разных уровнях – от простых телефонных консультаций до полноценной экспертизы качества оказанной медицинской помощи, добавляет он.
Ключевая задача федерального уровня на сегодняшний день – повышение эффективности системы здравоохранения в сфере ОМС, уверен Трошин. Эксперт считает, что этого можно добиться за счет применения наиболее современных и эффективных лекарственных препаратов и схем диагностики и лечения, а также более продуктивного расходования средств ОМС и плодотворного взаимоотношения участников системы здравоохранения. «Если говорить о финансировании, то на этапе доведения средств до медучреждений все максимально прозрачно и имеет строгий надзор госорганов. А расходование средств самими больницами – достаточно непрозрачная история, что подтвердила и проверка Счетной палаты РФ. Эффективное использование бюджетных средств в системе ОМС напрямую влияет на качество лечения граждан», – подчеркивает Трошин, добавляя, что у СМО есть все инструменты, для того чтобы делать траты действительно оптимальными и индивидуализированными.
Задача – вовремя проинформировать
«Лечение в экстренной ситуации <...> обходится в 3 раза дороже, чем если этот пациент с уже имеющимися показаниями для хирургического лечения <…> пройдет необходимые процедуры в плановом режиме», – заявлял на ПМЭФе Мурашко. Чтобы снизить нагрузку на систему и перестроить систему ОМС в формат «экономики здоровья», страховые медицинские организации взяли на себя просветительскую функцию и информируют застрахованных в сфере ОМС о необходимости профилактики. Задача по формированию культуры бережного отношения граждан к своему здоровью выполняется через реализацию страховыми представителями специальных проектов, рассказывает начальник управления защиты прав и информирования застрахованных Московской дирекции АО «МАКС-М» Ольга Суслина. Например, по базе данных отбираются пациенты, которые в течение последних двух лет не обращались в поликлинику за медицинской помощью, и приглашаются на диспансеризацию или профилактический медицинский осмотр в зависимости от возрастной группы. Другая важная задача СМО – контроль за прохождением застрахованными профилактических мероприятий и за качеством их проведения в медицинских организациях, говорит она.
«Тренд современного здравоохранения – медицина законченного случая. Прежде всего речь идет о комплексном подходе в диагностике и профилактике заболеваний. Лучшее лечение – то, которого не было. Поэтому превентивная медицина, нацеленная на выявления факторов риска развития заболеваний, – не просто тренд, а необходимость», – считает Родион Ступин, генеральный директор сети клиник «Будь здоров». Пропаганда ЗОЖа, регулярные скрининги и мероприятия по раннему выявлению заболеваний, вакцинированию и диспансерному наблюдению составляют 12% от всего бюджета здравоохранения в стране. Остальные 88% затрат в системе здравоохранения составляют средства, выделяемые на лечение уже существующих заболеваний, приводят данные в АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед».
По словам Иванова, задача страховой организации – всеми способами донести до застрахованного мысль о том, что осознанный подход к здоровью позволяет предупредить болезнь, минимизировать ее последствия, а соответственно, сохранить качество жизни. Для этого проводится как публичное информирование в СМИ, соцсетях и на встречах с населением, так и рассылка сообщений, обзвоны застрахованных, рассылка по электронной и обычной почте, а также индивидуальная работа страховых представителей с застрахованными вплоть до организации записи на прием.
Внимание к экономике здоровья приковано на самом высоком уровне: с 1 января 2025 г. действует новый социальный налоговый вычет для граждан, проходящих диспансеризацию и сдающих нормы ГТО. Однако представители медицинских организаций считают, что надо и дальше продолжать развивать направление профилактики.
Круглосуточная связь с застрахованными
Для индивидуального сопровождения пациентов созданы различные каналы связи, ориентированные на предпочтения разных категорий граждан, – от продвинутых пользователей интернета до граждан старшего поколения, для которых важен личный контакт со страховым представителем СМО, говорит Суслина.
Наиболее востребованный канал связи у населения – круглосуточный контакт-центр страховых медицинских организаций. Только в федеральный контакт-центр АО «МАКС-М» ежегодно поступает не менее 150 000 устных обращений по вопросам ОМС. В Страховой компании «СОГАЗ-Мед» кроме федерального контакт-центра работают онлайн-чат и форма обращения на сайте.
Иванов отмечает, что постоянно создаются новые варианты коммуникации между участниками системы ОМС, идет планомерный отказ от бумажных документов, применяется искусственный интеллект. Это удобно для пациентов, минимизирует рутину в лечении и освобождает человеческие и временные ресурсы. Страховые медицинские организации и ТФОМС, в свою очередь, получают прозрачную и быструю систему контроля и реагирования на проблемы, заключает он.