Как обеспечить защиту бизнеса

И чем в этом помогают частные сети, видеонаблюдение и облака
Istock

Среди основных целей цифровизации процессов в бизнесе не только повышение эффективности работы, но и выведение защиты – как физической, так и информационной – на принципиально новый уровень. «Ведомости&» спросили экспертов о том, какие технологии могут в этом помочь.

Собственные сети

Частные сети LTE (или Private LTE) – это сети мобильной связи и интернета, созданные в пределах одной организации, где все элементы – от датчиков до центра управления – находятся в закрытом контуре. По оценкам Mordor Intelligence, объем рынка частных сетей LTE в мире увеличится с $3,32 млрд в 2023 г. до $10,41 млрд к 2028 г. В России количество проектов Private networks LTE/5G-Ready тоже растет, следует из данных ComNews Research. На конец 2023 г. в стране было порядка 60 частных сетей.

Решение Private LTE позволяет увеличить емкость сети в местах скопления сотрудников и техники, обеспечить резервирование и широкий охват покрытия сети, предоставить среду для передачи телеметрии для контроля показателей оборудования даже при сложном рельефе. Кроме того, Private LTE гарантирует связность и управляемость всех объектов предприятия и позволяет построить единую сетевую инфраструктуру.

На сегодняшний день частные сети LTE строят преимущественно крупнейшие компании. По данным аналитического агентства Oneside, на которые ссылается портал TAdvisor, 30% проектов по внедрению частных сетей приходится на горную промышленность, 18% – на транспорт, 15% – на нефтехимию, по 9% в разрезе всех проектов занимают нефтегазовый сектор и добыча угля, по 6% – машиностроение и энергетика.

В 2022 г. частную беспроводную сеть развернули, например, на крупнейшем месторождении коксующегося угля в России – Эльгинском. На территории более 10 000 га были установлены базовые станции LTE, работающие в четырех диапазонах: 800, 900, 1800 и 2600 МГц. Запуск сети Private LTE обеспечил высокую скорость передачи данных c минимальными задержками, а также бесперебойную связь на всей территории месторождения, рассказывает директор по развитию корпоративного бизнеса «Мегафона» Наталья Талдыкина.

Количество базовых станций, устанавливаемых при развертывании Private LTE, как правило, зависит от конфигурации предприятия и запросов бизнеса. К примеру, на крупнейшем в стране месторождении меди – Удоканском – понадобилось шесть базовых станций с широким диапазоном частот и поддержкой 4G, а также резервные каналы связи. На Магнитогорском металлургическом комбинате частная сеть состоит из 27 базовых станций с поддержкой 4G, работающих в частотных диапазонах 900 и 2600 МГц, рассказывают в «Мегафоне» – компании, которая воплощала проекты.

По словам менеджера по развитию бизнеса центра сетевых решений «Инфосистемы Джет» Андрея Азова, развитие российского рынка частных сетей сдерживается отсутствием свободных частот, однако эта проблема вскоре может быть решена на государственном уровне: в конце 2023 г. Минэнерго обратилось в Государственную комиссию по радиочастотам при Минцифры с предложением выделить частоты для построения технологических сетей LTE на предприятиях.

Рост количества проектов внедрения Private LTE у российских компаний – естественный процесс, уверена руководитель практики Kept по работе с компаниями сектора технологии, медиа и телекоммуникации Елена Аммосова. Такая сеть обеспечивает больше управляемости, надежности, конфиденциальности и является инструментом цифровизации предприятий, поясняет она. Private LTE способны снизить вероятность утечек конфиденциальной информации, поскольку сеть локализует трафик в закрытом контуре предприятия, добавляет директор по развитию компании Servicepipe (специализируется на защите от интернет-атак) Данила Чежин. По его словам, Рrivate LTE фактически изолирует потенциальные цели DDoS-атак от внешнего мира. «Однако если маршрутизация выстроена неправильно и в сеть будет доступ извне, то Рrivate LTE, наоборот, может быть узким местом», – предупреждает эксперт.

Контроль в онлайн-режиме

Еще один контур внутреннего контроля – видеонаблюдение. Оно позволяет не только обеспечить безопасность периметра и отслеживать активность персонала, но и контролировать посещаемость, сообщать об инцидентах, собирать данные для маркетологов, товароведов, логистов, повышать качество обслуживания посетителей, одновременно снижая расходы на охрану, рассказывают в «Мегафоне».

По данным Mordor Intelligence, объем мирового рынка систем видеонаблюдения в 2024 г. составляет $81,68 млрд, а к 2029 г. должен вырасти до $145,38 млрд. Среднегодовой темп роста за период с 2024 по 2029 г. ожидается на уровне 12,22%. Объем российского рынка видеонаблюдения, по оценке аналитического агентства Telecom Daily, в период до 2028 г. будет расти на 10–12% в год и за шесть лет достигнет практически 24 млрд руб.

Генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков уверен, что одним из основных драйверов роста рынка является цифровизация, поскольку повсеместная автоматизация влечет за собой внедрение технологий компьютерного зрения, которые могут повысить скорость и точность процессов и нивелировать влияние человеческого фактора. Росту рынка также способствуют доступность отечественных камер и большой выбор качественного ПО для видеоаналитики от российских вендоров, указывают в «Инфосистемы Джет».

На российском рынке видеонаблюдения все больше усиливают позиции операторы связи, считает Марков. «Им может быть интересно развивать сервисы, доступные под ключ по абонентской плате. Тем более что ни один из основных игроков рынка уже не позиционирует себя только как оператора связи – это целые экосистемы, которые выходят за пределы телекомсегмента. Кроме того, мы видим, что операторы связи вышли на рынок биометрии – у них большое количество потенциальных пользователей биометрических сервисов, для которых технологии помогут заметно улучшить клиентский путь», – поясняет он.

/istock

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас активно растет спрос на видеоаналитику. По словам Маркова, рынку уже недостаточно фиксации происходящего. Важно также получать автоматические уведомления при нештатных ситуациях или автоматизировать поиск по видеозаписям. И здесь на помощь приходят технологии компьютерного зрения, уверен эксперт. Решения на основе видеоаналитики позволяют нивелировать дорогостоящие человеческие ошибки и сократить многомиллионные издержки предприятия на анализ видеозаписей вручную до 40% при помощи современных технологий, добавляет генеральный директор «ВидеоМатрикс» Фарида Нигматуллина.

По словам Талдыкиной, видеонаблюдение в первую очередь помогает оптимизировать бизнес-процессы и повышать эффективность работы по обеспечению безопасности. К примеру, у одного из крупнейших в России производителей целлюлозы и бумажной продукции – Сыктывкарского ЛПК более 160 камер будут фиксировать все происходящее на территории, рассказывает эксперт. Данные с камер будут передаваться в центр управления безопасностью.

Интерес к видеонаблюдению проявляют компании госсектора, промышленности, нефтеперерабатывающие и сельскохозяйственные предприятия. «В этих отраслях важен целый спектр аналитик, покрывающих все возможные зоны безопасности – лица, силуэты, транспорт, пересечение периметра, оставленные предметы, оружие, СИЗ (средства индивидуальной защиты. – «Ведомости&»), а также отраслевые решения по распознаванию целостности и брака нефтепроводов, контролю за угодьями и пр.», – добавляет Марков.

Большой спрос на инновационные системы безопасности испытывают города-миллионники и курорты. В них съезжается большое количество людей и их спокойное и безопасное пребывание особенно важно, отмечают в «Мегафоне». Одним из наглядных примеров цифровизации курортного города является совместный проект Сочи и «Мегафона» «Безопасный город», запущенный в 2012 г. Его цель – автоматизация реагирования городских служб на различные нештатные ситуации. Спроектированная «Мегафоном» система состоит из защищенной изолированной сети связи и системы видеонаблюдения – камер высокого разрешения и центра обработки данных. За время реализации проекта в городе установили почти 2000 видеокамер, информация с них поступает в Городской ситуационный центр.

Безопасные облака

По словам руководителя направления облачных сервисов «Телеком биржи» Дмитрия Денщикова, на сегодняшний день использовать облачную инфраструктуру удобнее, чем строить собственную. Для заказчика облачный провайдер – это «бесконечный» пул ресурсов, который можно гибко и оперативно масштабировать здесь и сейчас, поясняет Денщиков. Если строить свою инфраструктуру с нуля, то процессы могут занять полгода-год, добавляет директор по продуктам Selectel Константин Ансимов. «Подбор, настройка и поддержка собственного серверного парка невозможны без команды специалистов, конкуренция за которых на рынке достаточно высока», – перечисляет эксперт. «При виртуальной инфраструктуре вопросы оборудования, специалистов, доступности сервисов и многие другие – это проблемы провайдера», – указывает Денщиков.

Плюсом миграции в облака является и тот факт, что на сегодняшний день провайдеры могут построить надежное и безопасное облако исключительно на российских решениях, указывает IТ-директор облачной платформы RCloud by 3data Валентин Соколов. «Сейчас на рынке есть качественное российское оборудование и софт, при этом производители стремятся адаптировать свои решения под запросы и нужды провайдеров», – говорит он.

Решение о миграции в облако, как правило, принимают из-за ограниченного количества ресурсов собственной инфраструктуры или сотрудников, считает Денщиков. Возникает потребность использования новых сервисов, инвестировать в которые заказчику сложно и накладно, а также потребность в повышении отказоустойчивости собственной инфраструктуры, добавляет эксперт.

В 2023 г. объем российского рынка облачных услуг вырос по сравнению с предыдущим годом на 33,9% до 121 млрд руб., сообщается в отчете iKS-Consulting. По словам Ансимова, рынок полностью восстановился после событий 2022 г., когда с него уходили зарубежные провайдеры, российские компании переносили инфраструктуру на отечественные мощности, цепочки поставок менялись, а стоимость оборудования увеличивалась. Сейчас рынок растет стремительными темпами, отмечает Ансимов.

Рост продолжится в первую очередь за счет активной цифровизации бизнеса, уверен представитель «Мегафона», более 70% российских компаний уже используют облачные сервисы. Кроме того, эксперт напоминает, что, по данным опроса «Мегафона» и агентства ORO, в 2023 г. 35% компаний увеличили затраты на облачные технологии по сравнению с 2022 г.

«Миграция в облака – зачастую и повышение кибербезопасности, особенно на фоне растущего количества, мощности и длительности DDoS-атак, – указывает Чежин. – С 2022 г. масштабным атакам, в том числе устроенным политически мотивированными хакерами, подвергаются компании практически из всех отраслей экономики». В Роскомнадзоре отмечали трехкратный рост подобных атак в I квартале 2024 г. По словам Чежина, сейчас отсутствие защиты от DDoS-атак могут позволить себе очень немногие небольшие компании. Остальным защита необходима. Если компания мигрирует в облако, проблема кибератак будет частично решена за счет провайдера: защита от DDoS-атак уже давно стала стандартном облачной отрасли, провайдеры просто не предлагают своим клиентам незащищенную инфраструктуру, указывает эксперт. «Облачные провайдеры в большинстве своем активно сотрудничают с другими игроками, предлагающими услуги по информбезопасности, например защиту от атак на бизнес-логику и от взлома, так что клиенты облачного провайдера также могут получить весь спектр ИБ-услуг в одном окне», – говорит он.

Талдыкина подтверждает, что размещение данных в аттестованном облаке сервис-провайдера имеет преимущества с точки зрения информационной безопасности. Для получения аттестата для размещения персональных данных, государственных информационных систем и систем критической информационной инфраструктуры провайдер должен обеспечить и подтвердить необходимый уровень защищенности.

Кроме того, облачные провайдеры могут предлагать клиентам дополнительные ИБ-услуги, такие как WAF (совокупность мониторов и фильтров, предназначенных для обнаружения и блокирования сетевых атак на веб-приложение), NGFW (межсетевой экран, предназначенный для глубокой фильтрации трафика), SOC (центр обеспечения безопасности), а также специальные программы для обучения сотрудников правилам кибербезопасности, рассказывает представитель «Мегафона».