Что ждет крупнейший сегмент рынка корпоративных коммуникаций

Как и за счет чего будет расти российский рынок IP-телефонии
iStock

Когда заходит речь о высоких технологиях в коммуникациях, вряд ли в первую очередь вы представите себе настольный телефонный аппарат. Однако, как показывает практика, IP-телефония (VoIP, голосовая связь через интернет) – это востребованный современный сервис, изобретенный почти одновременно с текстовыми мессенджерами и позже электронной почты.

По оценке J’son & Partner, в России отечественные решения для IP-телефонии – крупнейший сегмент рынка корпоративных коммуникаций. И он останется ведущим как минимум в течение ближайших пяти лет благодаря постепенной замене импортной программной и аппаратной базы.

На этом рынке конкурировать друг с другом российским разработчикам придется не только с точки зрения качества и стоимости: чтобы оставаться на рынке, нужно будет также соответствовать установленному регуляторами уровню локализации софта и оборудования.

Крупнейший сегмент

В ближайшие годы все основные сегменты российского рынка корпоративных коммуникаций – видеоконференц-связь (ВКС), почта, мессенджеры и IP-телефония – будут расти двузначными темпами, ожидают аналитики J’son & Partner. Сам рынок в 2028 г. удвоится и превысит 164 млрд руб., 90% будут занимать российские разработчики.

При этом, по данным J’son & Partner, в 2023 г. больше всего – 20,2 млрд руб. – российские IT-специалисты заработали на продаже систем корпоративной IP-телефонии, включая виртуальные автоматические телефонные станции (АТС), программное обеспечение (ПО) и IP-телефоны. Аналитики ждут, что в ближайшие пять лет продажи в этом сегменте будут расти в среднем на 23% ежегодно и достигнут 56 млрд руб. в 2028 г.

Переизобретение телефона

Обычная аналоговая телефонная связь работает через выделенные телефонные линии. Технология передачи голоса через интернет (VoIP) была изобретена в 1995 г. и быстро завоевала популярность. Среди плюсов IP-телефонии по сравнению с обычной телефонной связью – более низкая стоимость услуг, повышенная безопасность данных (трафик во время разговоров шифруется) и широкий спектр дополнительных сервисов, включая конференции и видеосвязь. Кроме того, для IP-связи не требуется отдельной сетевой инфраструктуры – технология работает по корпоративной сети. Благодаря развитию широкополосного доступа в интернет качество связи при использовании IP-телефонов часто лучше, чем при использовании традиционной телефонии. «Стационарная связь лучше всего подходит для предприятий, расположенных в местах с плохим или слабым подключением к интернету», – отмечает Forbes.

«VoIP позволяет создавать гибридные решения – мультимодальные коммуникации. Есть возможность комбинировать звонки с корпоративными мессенджерами в одном интерфейсе. Пользователь может проводить звонки как с телефона, так и с компьютера при помощи гарнитуры», – говорит Сергей Кудряшев, партнер практики «Цифровая трансформация» консалтинговой компании Strategy Partners.

«Среди сфер, где IP-телефония особенно востребована, можно выделить ритейл, строительство, интернет-магазины, оптовую торговлю, транспорт и логистику. В этих и других отраслях виртуальная АТС используется для выстраивания долгосрочных отношений с клиентами и повышения качества клиентского сервиса за счет организации многоканальных номеров, детализации звонков и использования различных интеллектуальных сервисов, включая аналитику», – рассуждает Александр Яресько, директор по управлению продуктами корпоративного и государственного сегмента «Ростелекома».

Корпоративная IP-телефония сегодня востребована практически в любом сегменте, уверен директор компании «Авантелеком» Владислав Вирясов. Могут различаться лишь потребности и задачи. Например, в государственном секторе приоритетна безопасность хранения персональных данных, поэтому здесь заказчики отдают предпочтение разработкам, использующим локальную сеть. А для небольших и масштабируемых бизнесов может быть более удобна облачная IP-телефония.

Станислав Иодковский, генеральный директор IVA Technologies, видит в IP-телефонии большой потенциал: «Востребованной IP-телефония останется и в ближайшие годы: драйверы роста – импортозамещение, требования регулирующих органов, повышение эффективности коммуникаций и бизнес-процессов в целом. В 2023 г. IVA дополнила свою экосистему корпоративной телефонией, разработав решение для замены Cisco и Avaya. В нашей линейке есть сервер VoIP-телефонии, благодаря которому пользователи могут из приложения звонить на городские, мобильные или внутренние номера абонентов. Также активно осваиваем нишу IP-телефонов: в частности, одна из наших моделей поддерживает передачу видео – можно пообщаться по ВКС или осуществить видеозвонок прямо через стационарный телефон. По нашим оценкам, доля российских IP-телефонов в ближайшие 2–3 года будет увеличиваться: срок эксплуатации этого оборудования составляет в среднем порядка 3–5 лет. В большинстве случаев на предприятиях установлены иностранные аппараты, которые были закуплены уже давно, и в ближайшее время устаревшее оборудование нужно будет заменять практически всем».

Рынок ждет

На рынке решений для IP-телефонии сформировался большой отложенный спрос, отмечают эксперты.

По данным «Авантелекома», каждая вторая частная и государственная российская организация размером от 1000 до 5000 абонентов пилотирует или рассматривает проекты по реинжинирингу телефонной сети в текущем году.

Причем менять придется не только аппараты: большинство иностранных провайдеров IP-телефонии предоставляли компаниям решения под ключ, включая телекоммуникационное оборудование, телефоны, системы видеоконференций для переговорных комнат. Помимо этого технология использовалась для обеспечения работы call-центров. «Компания приобретала оборудование у одного поставщика, чтобы обеспечить максимально высокий уровень пользовательского опыта. Мы говорим о зарубежных поставщиках, которые ушли с российского рынка. При этом важно понимать, что их технологии – это высокоинтегрированные системы, зачастую с закрытыми решениями, которые нельзя расширять за счет оборудования других производителей. По мере изнашивания и устаревания текущих систем их нужно будет полностью менять. Таким образом, главной сложностью является потенциальная замена всей инфраструктуры IP-телефонии, причем данные технологии обладают высокой стоимостью», – отмечает Кудряшев.

«Особый вектор – совместимость текущей инфраструктуры заказчика с новыми российскими системами, на которые рынок сейчас активно переходит. По нашим оценкам, порядка 20–25% коммерческих и государственных организаций до сих пор сталкиваются с этой проблемой. В этих реалиях мы видим главной задачей поставщика стать технологическим партнером заказчика и помочь осуществить максимально бесшовную миграцию на новое решение», – дополняет Вирясов.

Баллы от Минпромторга

До 1 января 2025 г. госорганам и госзаказчикам необходимо перевести объекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественный софт. Такой указ в 2022 г. подписал президент Владимир Путин.

КИИ включает информационные системы и телекоммуникационные сети, критически важные для экономики. В частности, в сферах здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, промышленности, а также на финансовом рынке.

ПО, на которое переходят объекты КИИ, должно быть включено в реестр отечественного ПО. Чтобы попасть в реестр, исключительные права на софт должны принадлежать правообладателям из России. Кроме того, более 70% учредителей разработчика и как минимум 50% авторов программы должны быть гражданами России.

«Среди определяющих факторов для крупного бизнеса и госорганизаций можно назвать аккредитацию решения в реестре отечественного ПО и совместимость с отечественными операционными системами, сертифицированными ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. – «Ведомости&»)», – подтверждает Вирясов.

Чтобы успешно конкурировать на рынке, отечественным должно быть признано не только ПО, но и оборудование, на котором оно работает (российские разработки имеют преференции при госзакупках).

В 2023 г. Минпромторг разработал новую балльную систему оценки локализации телекоммуникационного оборудования, которая должна заработать в 2024 г., сейчас идет ее обсуждение с производителями. Предполагается, что за каждую производственную операцию компания будет получать баллы: например, за сборку и монтаж компонентов на печатную плату – 10, за сборку и монтаж готовой продукции – 10 и т. д. Чтобы оборудование признали российским, его производитель должен иметь в России собственную или контрактную производственную базу и сервисные центры для гарантийного обслуживания, а также обладать правами на конструкторскую и технологическую документацию, товарный знак и исходный код софта.

Участники рынка, опрошенные «Ведомости&», опасаются, что пока российская промышленность не готова обеспечивать производителей телекомоборудования электронными компонентами в необходимом масштабе. По словам исполнительного директора Ассоциации разработчиков и производителей электроники Ивана Покровского, чтобы заместить импорт чипов, «потребуются годы».

У ушедших игроков рынка есть накопленный международный опыт более 40 лет. Отечественные решения находятся на более ранней стадии, рассуждает Петр Филатов, директор по работе с корпоративными заказчиками компании «Рексофт». «Но, надо отдать должное, российские игроки вполне способны конкурировать с некоторыми западными игрокам», – полагает он.

«Мы запустили серийное производство отечественных IP-телефонов и готовы насыщать внутренний рынок. По всей нашей линейке подтвержден статус российского происхождения. Первая партия – более 10 000 аппаратов, но мы планируем кратно увеличивать продажи: потенциал замещения, по нашим оценкам, превышает 10 млн устройств», – говорит Иодковский. &