Как городские исследования помогают властям и бизнесу
И благодаря каким аналитическим инструментам улучшается жизнь в мегаполисеУрбанистика – все еще новая для России дисциплина, изучающая развитие городов. И если само понятие пока не вошло в обиход горожан, то результаты его практического применения может увидеть каждый. По крайней мере это справедливо для Москвы. Общественный транспорт, офисные центры, магазины, кафе, культурные и спортивные площадки, парки и набережные – все это существует в тесной связи друг с другом. Без понимания этих связей не затевается ни один масштабный проект.
Во всем мире аналитика используется с целью улучшения жизни мегаполисов – для борьбы с пробками, снижения преступности, развития инфраструктуры. В том числе применяются большие данные (big data). Например, несколько лет назад в китайском городе Нанкине власти установили тысячи датчиков в общественном транспорте, такси и частных автомобилях, чтобы выявить самые популярные маршруты и вычислить среднее время, которое жители тратят на дорогу. Проанализировав эти данные, эксперты проложили альтернативные маршруты и тем самым разгрузили самые оживленные магистрали.
На город можно посмотреть как на множество цифр, которые говорят о состоянии той или иной сферы жизни. При их правильном анализе и сопоставлении власти и бизнес могут получить объемную картину того, как и чем живет город – и что ему предложить.
Анализ и прогнозирование
Грамотная работа с big data позволяет подробно и точно определять паттерны поведения людей в разных областях, поэтому городские власти активно используют эти данные в своей работе. «Наша команда успешно применяет этот подход для поиска ранее неизвестных закономерностей в больших массивах информации. Так, нам удалось обнаружить, что 77% внутренних туристов, совершающих поездку в Москву, обязательно посещают и другой регион (чаще всего Московскую область)», – рассказывает начальник управления программно-целевого планирования комитета по туризму Москвы Ольга Нечаева. Кроме того, благодаря big data удалось выяснить, что среднее расстояние, которое за день в Москве преодолевают туристы пешком, составляет 11,7 км, больше всего внутренних туристов приезжает в столицу из Санкт-Петербурга, приводит она примеры.
Помимо того что работа с big data дает знание о некоем факте, совершенном действии, она также позволяет выявлять закономерности и строить многомерные прогнозы. «Таким образом, основываясь на предыдущем опыте туристов и оценке потенциального спроса, мы формируем стратегию продвижения столицы как туристического направления», – заключает Нечаева.
Сбором и изучением таких данных занимаются эксперты в разных отраслях, применительно к городскому развитию комплексную работу ведет Аналитический центр Московского урбанистического форума (АЦ МУФ). «Мы специализируемся на аналитике, которая имеет пространственную привязку. Классические исследования консалтинговых агентств, как правило, основаны на статистических данных, которые собираются в макромасштабах, – город как точка или страна, – рассказывает руководитель АЦ МУФ Виктория Мальцева. – Мы же работаем с пространственной структурой городов, наша команда – специалисты в области городского планирования, и при проведении исследований мы учитываем административные границы, но не ограничиваемся ими».
Для АЦ МУФ важно показать реальную картину, потому что не всегда граница города или района определяет процессы в пространстве, объясняет Мальцева. Например, эксперты Аналитического центра могут ответить на вопрос, на чем именно бизнесу или городским властям стоит сфокусировать свое внимание для развития собственного проекта или для обеспечения развития городского предпринимательства в целом, добавляет она.
АЦ МУФ использует множество инструментов для изучения города. Один из них – Social Media Vision, который позволяет выявлять самые популярные общественные пространства Москвы в зависимости от сезона, для этого оцениваются локации по количеству фотографий, выложенных в тех или иных местах города. Такой анализ позволяет властям города понять, какие локации пользуются спросом и менялась ли популярность места с течением времени, чтобы использовать эти данные для разработки брендинга и туристической стратегии города.
Оценить концентрацию организаций той или иной категории (спорт, развлечения, еда) в разных районах Москвы помогает тепловая карта (Heatmap). В результате такого анализа АЦ МУФ выяснил, что в Москве спортивные объекты, например тренажерные залы и секции, как правило, распределены примерно так же, как сады и школы, – равномерно между станциями метро. Это связано с тем, что спортивные объекты зачастую расположены в инфраструктуре, которая раньше считалась скорее социальной, чем коммерческой (например, в физкультурно-оздоровительных комплексах), объясняет Мальцева. «Другая причина заключается в том, что спортом мы занимаемся спланированно, а не между делом. Соответственно, при размещении спортобъекты ориентируются на больший объем постоянно проживающего населения», – заключает она. При этом объекты общественного питания, наоборот, тяготеют к станциям метро, где высокая концентрация потенциальных посетителей. Всю эту информацию можно использовать бизнесу для планирования своей деятельности, например при выборе мест для открытия новых ресторанов и магазинов.
Еще один важный инструмент – Density Grid – дает представление о заселенности тех или иных районов Москвы исходя из оценки распределения населения по равномерной сетке, используемой для анализа. Так, в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК) живет 7% населения Москвы, в абсолютных цифрах это около 1 млн человек, говорится на сайте спецпроекта АЦ МУФ. При этом плотность населения внутри ТТК такая же, как за его пределами, что обусловлено планировочной структурой. На основе этих данных можно, например, планировать застройку жилых кварталов и строительство необходимого количества школ, детских садов, больниц и дорог.
Инструмент под названием Space Syntax показывает поведение людей в пространстве: какие пешеходные и автомобильные маршруты, вероятнее всего, будут выбраны людьми, чтобы добраться из одной точки в другую. Анализ позволит бизнесу грамотно расположить филиалы офисов в городе на оживленных улицах.
Исследование городской экономики для бизнеса
В этом году АЦ МУФ подготовил исследование «Малое и среднее предпринимательство: драйвер пространственной трансформации городов», где проанализировал, насколько развит сектор МСП в России, а также какие меры государственной поддержки и интересные практики существуют в выбранных для анализа городах. «Это не просто значение – 62 субъекта МСП на 1000 жителей Казани, но и картина распределения ареала, – объясняет Мальцева. – В пространственном распределении организаций этой категории, например в столице Татарстана, можно выделить два крупных ареала наибольшей концентрации: исторический центр на левом берегу р. Казанки и район нового освоения на правом берегу, который сформировался недавно, но уже может претендовать на звание второго центра города. Результаты исследования в том числе были использованы в нашем совместном проекте с ВЭБ.РФ «Герои городов». Это премия для предпринимателей за лучшие проекты, которые повышают качество жизни людей в городах России, говорится на сайте «Героев городов».
Сотрудники АЦ МУФ также провели исследование по заказу одной крупной фармацевтической компании, продолжает Мальцева. Оно было посвящено проблеме распространения ожирения в крупных мегаполисах. В рамках исследования были проанализированы лучшие мировые практики по борьбе с избыточной массой тела и ожирением, изучен опыт России и Москвы, для Москвы построен пространственный индекс оценки факторов городской среды, влияющих на риск распространения этих нежелательных явлений. Аналитики подготовили рекомендации по преобразованию физической среды города для борьбы с избыточной массой тела и ожирением. Примеры таких рекомендаций – создание бесплатных образовательных школ для пациентов с ожирением при муниципальных поликлиниках, реализация общегородских программ с акцентом на физическую активность, расширение доступа к здоровому питанию в социально неблагополучных районах.
Чаще других к подобной аналитике обращаются девелоперы, утверждает директор по аналитике и маркетинговым концепциям группы компаний «Пионер» Евгений Межевикин: без четкого понимания запросов местных жителей трудно определить параметры будущего проекта. «Никакое проектирование и коммерческая эффективность проекта не могут существовать без городской аналитики. Например, крайне сложно понять, какой площади строить торговый центр, не проведя качественного замера потоков пешеходного и автомобильного трафиков, а также не учитывая перспективу развития транспортного каркаса, который может увеличить или уменьшить текущие показатели, – объясняет он. – При планировании концепции стрит-ритейла необходимо понимание численности текущего и будущего населения (за счет ввода новых жилых девелоперских проектов) в локации». По словам Межевикина, для девелопера особую важность представляет аналитическая информация, связанная с проходимостью и трафиком станций метро, МЦК и МЦД, а также среднесуточные показатели автомобильного трафика основных артерий столицы. Наибольший интерес представляют конкретные цифры в динамике, которые позволяют понять, например, как открытие новых станций метро влияет на загрузку существующих станций этой же ветки. Помочь в прогнозировании может big data относительно маятниковой миграции населения в ту или иную локацию. Например, это может прояснить, из каких районов или локаций едет основной объем «дневного» населения.
Из Москвы – в регионы
Инструменты АЦ МУФ – это не классическая big data. Данные важны сами по себе, но их ценность может утрачиваться в зависимости от методологии и способа их приема и обработки, говорит Мальцева. Например, данные мобильных операторов легко изучать в Москве, где площадь покрытия сотовых операторов составляет 100%. При этом изучение аналогичных данных на Дальнем Востоке может приводить к некорректным выводам из-за разницы в покрытии, объясняет эксперт. Именно поэтому важны не сами данные как таковые, а разработанные методики обработки информации, которые и обеспечивают качественный анализ, заключает Мальцева.
«У нас большой опыт работы на различных территориях, с различными типами данных и авторские методики, которые показали свою эффективность, – рассказывает Мальцева. – Наша команда в зависимости от поставленной задачи может подобрать оптимальный ресурс и инструмент, чтобы получить достаточный в рамках того или иного проекта результат». Для некоторых проектов оптимальной может быть и big data, но это довольно дорогостоящий ресурс – и не всегда необходимый, добавляет она. Такая детализация иногда избыточна и может, наоборот, создавать помехи для формирования оптимальных гипотез. При этом некоторые задачи можно решать более простыми и в то же время эффективными инструментами, уверена Мальцева. Она приводит пример: если предприниматель выбирает точку для расположения торгового центра, ориентированного на район, то ему важно оценить количество постоянно проживающего населения, для которого были бы востребованы услуги, предлагаемые этим торговым центром. Для этого не нужна big data, достаточным инструментом станет, например, расчет плотности населения по сетке с использованием открытых данных. Инструмент позволяет с высокой точностью определить, как распределено население по городу, выявить места, где живет наибольшее количество потенциальных пользователей инфраструктуры, а также потребителей услуг.
Амбиции АЦ МУФ простираются дальше Москвы: аналитики намерены внести вклад в развитие устойчивых городов и регионов по всей России. Для этого в АЦ МУФ, с одной стороны, изучают лучшие мировые практики и тренды и создают платформу, в том числе образовательную, для внедрения инноваций. С другой – проводят исследования разного масштаба, чтобы выявить слабые стороны и перспективы развития городов и территорий, сформировать сценарии их наиболее эффективного использования. «Это позволяет разрабатывать модели устойчивого и сбалансированного развития, учитывая интересы всех участников рынка. Мы занимаемся и стратегическими коммуникациями. Это часть комплексного подхода к развитию территорий, что позволяет работать над повышением узнаваемости территорий, формированием сильных локальных брендов, привлекать на территории туристов и инвестиции», – говорит генеральный директор АНО «Московский урбанистический форум» Павел Гончаров.