Как металлургическая отрасль справилась с вызовами 2022 года
Можно ли развиваться в условиях турбулентностиБурные политические и экономические события 2022 г. подтолкнули металлургов к тому, чтобы обратить более пристальное внимание на внутренний рынок, а экспортные потоки перенаправить в страны Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки. Это было непросто, однако отечественные предприятия завершили сложный год без серьезных потерь, даже в этих условиях изыскивая новые возможности для развития.
По оценке Всемирной ассоциации стали (World Steel Association), производство стали в России в 2022 г. сократилось на 7,2% до 71,5 млн т, при том что и весь мировой рынок чувствовал себя не очень хорошо: глобальное производство стали сократилось на 4,2% до 1,8 млрд т, а из топ-10 стран-производителей нарастить производство сумели только Индия (на 5,5%) и Иран (на 8%).
Поворот на Восток
«В 2022 г. звучали неоднозначные прогнозы снижения выплавки, экспорта, производства в черной металлургии на 10% и более. Главным негативным фактором стала потеря сбытовых возможностей крупных российских металлургических компаний, которые традиционно получали до половины своей выручки от экспортных направлений. Тем не менее металлургическим брендам удалось диверсифицировать свою сбытовую систему и перенаправить сбыт в азиатские и другие регионы мира, в том числе те, куда российская сталь ранее не доезжала», – говорит Михаил Перельман, доцент факультета экономики и менеджмента Московского областного филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
К смене экспортного вектора отрасль подтолкнули экономические санкции со стороны крупного потребителя российской стали – Евросоюза, принятые в 2022 г.
Как писал портал РБК со ссылкой на данные европейской металлургической ассоциации Eurofer, ЕС в 2021 г. импортировал из России 3,74 млн т готовой стальной продукции. Из них 2,86 млн т пришлось на плоский прокат.
Черные и цветные
Черная металлургия – производство железной руды, чугуна, железа, стали и изделий из них. К цветным металлам относят алюминий, никель, медь, цинк и большое число более редких металлов.
В 2022 г. ситуация начала радикально меняться. Ограничения вводились пакетами, каждый из которых содержал самый разный набор мер – от ограничений против отдельных физических и юридических лиц до секторальных запретов на импорт, включающих целые отрасли или группы товаров. Черную металлургию сильнее всего затронули четвертый и восьмой пакеты, сам Евросоюз оценивал потери российских металлургов от четвертого пакета санкций в 3,3 млрд евро.
Компаниям пришлось срочно искать новые экспортные маршруты.
«Думаю, интересными направлениями для российского экспорта могут быть рынки Ирана, Сирии, Ирака, Турции, Вьетнама», – перечисляет директор группы корпоративных рейтингов АКРА Илья Макаров.
Специфика работы металлургических предприятий такова, что их невозможно просто остановить, производственные процессы на паузу не поставишь, говорит заведующий кафедрой экономики промышленности Российского экономического университета им. Плеханова Андрей Быстров. «Переориентация с экспорта в США и ЕС на другие направления должна пройти без сильных потерь по загрузке мощностей, а это означает наращивание объемов поставок в Китай, Индию, Турцию, Южную Корею, Вьетнам, страны Северной Африки и, конечно же, на внутренний рынок», – отмечает эксперт.
«На текущий момент идет настройка договорных условий, покупатели могут запрашивать дисконты, и рентабельность может даже находиться в отрицательных значениях. В то же время сейчас абсолютная цель – не получить максимальную маржинальность, а найти пути для реализации продукции. В более отдаленной перспективе у компаний есть потенциал продажи на восточном направлении значительных объемов стали с неотрицательной рентабельностью», – полагает младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Мария Коломиец.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 г. Россия экспортировала черных металлов на $25,4 млрд (на 15,2% меньше по сравнению с 2021 г.), зато экспорт изделий из черных металлов за тот же период вырос на 8,8% (до $4,4 млрд).
Родные трубы
Экспортные сложности подтолкнули металлургические предприятия к тому, чтобы обратить более пристальное внимание на внутренний рынок. А государство им в этом помогло крупными инфраструктурными проектами и поддержкой строительной отрасли.
«Переориентации поставок на внутренний рынок способствует постепенное восстановление спроса в строительном секторе и вагоностроении, а также реализация проектов «Газпрома» по прокладке новых магистральных трубопроводов в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона», – сказал в декабре 2022 г. вице-премьер Денис Мантуров (цитата по ТАСС).
Ориентация на внутренний рынок возможна вместе с развитием госпрограмм, создающих спрос на металлы: импортозамещение на строительном рынке, в обрабатывающей отрасли, развитие железнодорожного транспорта на южном и дальневосточном направлениях, создание портовой инфраструктуры и судоходства – как морского, так и речного, развитие авиастроения, производство тяжелой техники, перечисляет Быстров. «Поэтому ситуация в черной металлургии несложная и решаемая. Индустриализация набирает темп по всему миру», – говорит он.
Производство труб в России за девять месяцев 2022 г. выросло на 17,7% по отношению к тому же периоду прошлого года за счет труб большого диаметра для магистральных трубопроводных проектов ПАО «Газпром» и программ по газификации регионов России, сообщил «Интерфаксу» в ноябре 2022 г. заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
Для внутреннего трека развития металлургической отрасли будет характерна интеграция в крупные инфраструктурные проекты, а также взаимодействие со строительной отраслью. Небольшую помощь металлурги могут получить со стороны автопроизводителей – спрос на отечественные автомобили относительно стабилизировался, считает доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Михаил Хачатурян. «Рост спроса на металл при условии стабильности указанных факторов может составить в диапазоне 2,5–3%», – полагает он.
«Учитывая наши оценки кредитоспособности, отрасль в целом оказалась устойчивой. В нашем понимании устойчивость – это способность в рекордные сроки найти альтернативные рынки поставок, наладить логистические цепочки, нарастить объемы необходимых запасов/запчастей/комплектующих, что и продемонстрировали ключевые компании отрасли», – говорит Коломиец.
Взгляд в будущее
Несмотря на все сложности, российский рынок черной металлургии будет развиваться, уверен Хачатурян. «Модернизация производства в целом станет трендом текущего года, так как нужно будет подстраиваться под изменяющиеся требования как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Основной упор в модернизации должен быть сделан на обновление оборудования и дальнейшее углубление цифровизации бизнес-процессов. Основными конкурентными преимуществами отечественных металлургов являются наличие высококвалифицированной рабочей силы и высокая адаптивность систем управления», – говорит эксперт.
Год роста
В 2022 г. комбинат «Уральская Сталь» смог нарастить выпуск конечной продукции. Производство стали достигло более 1,5 млн т, стального проката – около 900 000 т. Произошли изменения в структуре отгрузки: в 1,5 раза увеличен объем отгрузки мостовых сталей на внутренний рынок и в 3 раза – штрипса в адрес ЗТЗ. Сам подмосковный завод увеличил отгрузку готовой продукции на 32% по сравнению с прошлым годом, что составило более 465 000 т готовой продукции.
Подтверждением доверия инвесторов к российской металлургии стало успешное размещение в декабре 2022 г. дебютного выпуска облигаций АО «Уральская Сталь» (вместе с ЗТЗ находится под управлением УК «Уральская Сталь») на 10 млрд руб.
Источник: УК «Уральская Сталь»
Один из примеров такого развития – Управляющая компания «Уральская Сталь», созданная после объединения год назад металлургического комбината «Уральская Сталь» (г. Новотроицк Оренбургской области) и Загорского трубного завода (ЗТЗ; г. Сергиев Посад Московской области).
«Состоявшееся объединение ЗТЗ и комбината «Уральская Сталь» в единый вертикально интегрированный металлургический холдинг позволило ЗТЗ получить на регулярной основе стабильные поставки стального листа, что повысило конкурентоспособность завода на рынке. Формирование вертикально интегрированного холдинга значительно расширило возможности компании по поставке на рынок продукции черной металлургии. За год совместной работы налажено эффективное сотрудничество двух предприятий с контрастными масштабами, бизнес-процессами, географией, логистикой, историей и культурой. По итогам первого года совместной работы можно с уверенностью сказать, что предприятия холдинга успешно справляются со своей задачей – снабжать потребителей высококачественной металлургической продукцией», – говорит генеральный директор УК «Уральская Сталь» Денис Сафин.
В 2023 г. «Уральская Сталь» благодаря модернизации электросталеплавильного цеха планирует увеличить выпуск стали до 2,4 млн т в год. Ключевым проектом текущего года станет запуск нового трубопрокатного цеха с проектной мощностью 250 000 т в год бесшовных горячекатаных труб и создание более 500 рабочих мест, говорится в материалах компании.
«Клиенты воспринимают «Уральскую Сталь» как динамичного и технологичного игрока, который готов осваивать новые марки стали, удовлетворять новые потребности по химическим, механическим свойствам листа. Мы следим за новыми задачами наших клиентов, ищем возможности сотрудничества по обеспечению поставок», – говорит Денис Сафин.
Недавно «Уральская Сталь» представила инновационные продукты: биметаллическую сталь и криогенные стали, плакированный металл. Все эти продукты обладают уникальными техническими характеристиками, которые позволят применять их в нефтегазовой отрасли, водородной и атомной энергетике, отмечают в компании. &