Почему в Москве стали строить быстрее
Цифровизация и «Работа над ошибками»После введения в прошлом году единого федерального перечня мероприятий для строительства Москва сохранила возможность проводить некоторые региональные процедуры. «Ведомости&» разобрались, почему это необходимо и что делается для снижения административных барьеров.
«Мы являемся свидетелями градостроительных изменений, где комфортное общественное пространство и современная социальная сфера выходят на первый план», – говорил о важности особого, современного подхода к регулированию отношений властей и застройщиков мэр Москвы Сергей Собянин. Москва – сложный город с точки зрения градостроительного регулирования из-за огромной территории, быстрых темпов строительства зданий и инфраструктуры, сложной геодезии, включающей разветвленную сеть подземных коммуникаций и метрополитен, отмечает руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. В столице важно непрерывно развивать неэффективно используемые территории, но при этом следить за безопасностью, внешним видом и социальной инфраструктурой, указывает он. Поэтому столице и предоставлено больше полномочий в сфере градостроительства, чем остальным российским городам, считает исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди.
Так, федеральные законодатели, принимая в прошлом году поправки в Градостроительный кодекс о введении единого перечня мероприятий для строительства, учли особенности городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) и сохранили для них возможность проведения ряда региональных процедур. Санкт-Петербургу и Севастополю оставили по две процедуры – согласование архитектурно-градостроительного облика (АГО) и заключение о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций. Москва сохранила все девять ранее существовавших региональных процедур, учитывающих особенности градостроительной деятельности в городе, – от согласования АГО (в Москве это называется согласованием архитектурно-градостроительного решения, АГР) до организации движения пешеходов и транспорта рядом со стройкой, объясняет Полиди.
Перечень этих процедур правительство Москвы утвердило своим постановлением в феврале 2022 г.
Как падают барьеры
Столица уже более 10 лет ведет работу по снижению административных барьеров, в разы сократив за это время сроки строительства и снизив административные издержки застройщиков, напоминает Левкин.
Эти усилия оценило Агентство стратегических инициатив: в его Национальном рейтинге состояния инвестклимата в России Москва в 2022 г. четвертый раз заняла 1-е место, улучшив эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство и ускорив выдачу разрешительной документации. Только за 2021 г. средний срок этого процесса сократился почти на 22 дня по сравнению с 2020 г. – до 63,67 дня.
Оптимизация затрагивает и региональные процедуры. Так, с 2019 г. в уведомительном порядке (без получения ордера) проводятся земляные работы при строительстве жилых домов по программе реновации и городскому заказу. С ноября этого года такой же порядок введен для городских ресурсоснабжающих организаций при строительстве инженерных сетей. Следить за тем, чтобы земляные работы проходили безопасно и с соблюдением всех требований, продолжает Объединение административно-технических инспекций Москвы.
Какие региональные процедуры сохранились в Москве:
• оформление свидетельства об утверждении АГР объекта капитального строительства;
• получение разрешений на проведение работ, связанных с уничтожением и (или) пересадкой зеленых насаждений и (или) перемещением и уничтожением слоя почвы;
• оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в г. Москве;
• предоставление технического заключения о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в г. Москве;
• проведение контрольно-геодезической съемки подземных коммуникаций и сооружений, подземных частей зданий и сооружений;
• приемка исполнительной документации для ведения Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в г. Москве;
• согласование проведения работ в технических и охранных зонах метрополитена;
• согласование схемы движения транспорта и пешеходов на период проведения работ на проезжей части;
• выдача разрешения на перемещение отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов.
Источник: фонд «Институт экономики города»
В прошлом году застройщики просили распространить этот порядок на все строящиеся в Москве объекты и город прорабатывает такую возможность, утверждает Левкин.
С учетом того что при строительстве каждого объекта оформляется в среднем 3–4 ордера, освобождение от этой процедуры поможет застройщикам сэкономить как минимум 75 дней, отмечает он.
В начале 2023 г. правительство Москвы планирует выпустить постановление по оптимизации процедуры оформления свидетельства об утверждении АГР объекта капстроительства, рассказывает Левкин. Так, из АГР исключат сведения об отделке квартир и утвердят перечень случаев, при которых переоформление АГР не требуется, объясняет он.
Также планируется сократить срок утверждения АГР для объектов городского значения с 25 до 20 дней и установить срок утверждения АГР для реновационных домов до 15 дней.
Москва собирается и дальше работать над тем, чтобы строителям было проще согласовывать схему движения транспорта и пешеходов во время строительных работ, проведение работ в технических зонах метрополитена и работ по пересадке зеленых насаждений, попадающих в зону строительства объекта, обещает Левкин.
По данным департамента градостроительной политики, на портале mos.ru строители могут получить 33 госуслуги в сфере строительства, причем 22 из них – исключительно в электронном виде.
Перевод государственных услуг в электронную форму позволяет сократить издержки государственного управления и коммерческие издержки застройщика, отмечает председатель Мосгосстройнадзора Игорь Войстратенко. Застройщик может отслеживать ход рассмотрения заявки на портале, а в случае необходимости – отозвать ее, добавляет он.
С 2018 г. в Москве в электронном виде на mos.ru предоставляются услуги ресурсоснабжающих организаций (АО «Мосводоканал», АО «Мосгаз», АО «Мособлгаз», АО «ОЭК», ПАО «Россети Московский регион», ПАО «МОЭК», ГУП «Мосводосток») по подключению ко всем видам сетей. Сегодня на портале доступны услуги по выдаче техусловий, заключению договоров о подключении, выдаче актов технологического присоединения и заключению допсоглашений к договору о подключении.
«Мы видим, насколько этот сервис востребован у застройщиков. С момента его запуска на портале подано более 37 000 заявок», – говорит Левкин. К концу 2022 г. на mos.ru должна появиться услуга по выдаче актов о выполнении техусловий.
«Подобные меры позволяют застройщикам сократить время на согласование документов и прохождение процедур и в конечном счете быстрее ставить дом на учет и выдавать дольщикам ключи. Причем все происходит в разы быстрее благодаря оперативной подаче заявок через mos.ru и ответу на них: если раньше согласительные процессы с бумажным документооборотом могли проходить до полугода, то сейчас счет идет на дни», – отмечает управляющий партнер компании-застройщика Prime Life Development Денис Коноваленко.
Как мэрия помогает застройщикам работать над ошибками
С 2017 г. для оперативной связи застройщиков с властями в Москве работает единый контактный центр стройкомплекса, и с прошлого года к его экспертам можно записаться на индивидуальную онлайн-консультацию. С начала 2022 г. контакт-центр обработал более 27 000 обращений, в том числе 50 заявок на проведение градостроительного анализа земельного участка и 60 комплексных консультаций, поясняет Левкин.
Специалисты экспертного подразделения проводят комплексные консультации по самым разным вопросам – от внесения изменений в правила землепользования и застройки до ввода в эксплуатацию построенного объекта и его кадастрового учета. В рамках такой консультации разрабатываются подробные дорожные карты, описывающие каждый шаг, который необходимо совершить для достижения нужного результата, говорит Левкин.
В качестве примера в октябре Левкин приводил такую историю (она описана на сайте информационного центра правительства Москвы). Недавно к специалистам контактного центра обратился застройщик, желавший проверить перед покупкой земельного участка, нет ли риска изъятия какой-либо его части. Эксперты центра выяснили, что большая часть участка предназначена для размещения улично-дорожной сети, которая является территорией общего пользования, а значит, ее могут изъять для государственных или муниципальных нужд.
Еще одно важное направление экспертного консультирования – помощь в устранении замечаний Росреестра к техническим планам при вводе в эксплуатацию построенных объектов, продолжает Левкин. Большой популярностью пользуются семинары «Работа над ошибками», которые проводит департамент градостроительной политики Москвы совместно с Агентством стратегических инициатив, Ассоциацией инвесторов Москвы и Клубом инвесторов Москвы при поддержке Единого ресурса застройщиков. На семинарах представители органов власти и организаций в онлайн- и офлайн-формате отвечают на вопросы застройщиков, разбирают их проблемы и рассказывают о реформах.
Москва традиционно является законодателем мод в градостроительной сфере и такой формат взаимодействия между органами власти и девелоперами, как «работа над ошибками», показал свою эффективность в качестве удобной рабочей площадки для прямого диалога бизнеса с властью в инвестиционно-строительной сфере, отмечает исполнительный директор Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский. Москва намерена развивать этот диалог и дальше, добавляет он.
«Любое решение, принятое для упрощения градостроительных процедур и снижения административных и бюрократических барьеров, безусловно, хороший шаг для рынка», – говорит президент девелоперской группы компаний «Основа» Александр Ручьев.
Дополнительные усилия Москвы в снижении барьеров в строительстве, которые также направлены на сокращение требований и упрощение процедур получения исходно-разрешительной документации, ведутся параллельно с работой Минстроя. Все это позволяет снизить финансовые и временные трудозатраты для всех участников рынка, устраняет дублирование и противоречие ряда нормативно-технических требований, делает в принципе все процессы в отрасли понятнее и прозрачнее, продолжает он. «Дальнейшее следование этому же вектору мы оцениваем положительно, однако важно, чтобы еще на этапе обсуждения и доработки этих решений к процессу привлекались сами участники рынка – девелоперы», – подчеркивает Ручьев. &