Кто помогает экспортерам искать поставщиков и перестраивать логистические маршруты
Какие проблемы экспортеров решает сервис «Профессионалы экспорта»В 2021 г. объем несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) достиг рекордных $191 млрд, свидетельствуют данные АО «Российский экспортный центр» (АО «РЭЦ»). Рост по сравнению с 2020 г. составил 36%, подсчитали аналитики АО «РЭЦ». К 2030 г. объем ННЭ должен был вырасти на 70% по сравнению с 2020 г. – такие планы были заявлены в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт».
Однако теперь параметры нацпроекта придется пересмотреть, говорил в августе в интервью «Интерфаксу» глава Минпромторга Денис Мантуров. Из-за санкций, которые западные страны начали вводить против России весной 2022 г., торговля с европейскими странами сократилась, а логистические цепочки оказались нарушены. Так, в этом году из-за закрытия западных рынков ННЭ из России сократится примерно на 17%, прогнозировал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Выступая на августовском заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, он предложил включить поддержку ННЭ в перечень антикризисных мер. «Как известно, в мире рынки никто добровольно уступать не будет, даже дружественные нам страны уже все борются за рынки. Поэтому вопрос о поддержке ННЭ наряду с инвестициями сейчас тоже является важнейшим элементом нашей антикризисной программы», – заявил он (цитата по сайту правительства России).
Что относится к несырьевым неэнергетическим товарам
Несырьевые неэнергетические товары делятся на три группы по степени передела.
К первой относится простая продукция невысокой степени переработки: первичная продукция растениеводства (зерно, маслосемена, технические культуры, овощи, фрукты и т. д.), базовые крупнотоннажные химикаты (аммиак, серная кислота, углеводороды, спирты, эфиры и т. д.), удобрения, пиломатериалы, обработанный камень, чугун и сталь, необработанные цветные и драгоценные металлы.
Вторая группа – это продукция средних переделов: мясо, целлюлоза, стальной прокат, мука, крупы, растительные масла, сахар, мыло, строительные деревянные изделия, облицовочная плитка, строительные блоки, трубы и т. п.
К несырьевой продукции верхних переделов отнесены главным образом готовые товары, представляющие собой результат глубокой переработки исходных материалов: продукция машиностроения, лекарства, бытовая химия, одежда, обувь, мебель, игрушки, полиграфия, многие продукты питания (консервы, кондитерские и мучные изделия, сыры и т. д.).
Источник: АО «РЭЦ»
Консалтинговый маркетплейс в помощь экспортерам
В этом году сильно вырос спрос на российские товары и услуги в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки, рассказывала в интервью «Ведомости&» генеральный директор АО «РЭЦ» Вероника Никишина. Но на освоение новых рынков российским экспортерам нужно время, отмечала она. Кроме того, для каждой новой страны экспортеру нужно адаптировать и сертифицировать свою продукцию, говорит директор по партнерской инфраструктуре АО «РЭЦ» Мария Котовская.
По ее словам, одним из существенных инструментов поддержки компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), стал b2b-маркетплейс «Профессионалы экспорта», который АО «РЭЦ» запустил в декабре 2021 г. Его работа устроена по принципу интернет-сервисов поиска исполнителей «Профи» и YouDo, объясняет она. «Российские компании в несколько кликов могут находить опытных и проверенных специалистов в области ВЭД, в том числе по интеллектуальной собственности, таможенному администрированию, сертификации, аналитике, логистике, электронной торговле и другим направлениям, – говорит Мария Котовская. – Так, сервис помогает находить альтернативных поставщиков на новых рынках, например в Турции или Египте, получать соответствующие сертификаты на экспортную продукцию, выстраивать логистические цепочки».
С июля этого года сервис помогает решить вопросы не только экспорта, но и импорта. Услуги в первую очередь предназначены для компаний, которые закупают в других странах сырье, оборудование и комплектующие для производства продукции в России и ее дальнейшего экспорта, рассказывает Мария Котовская.
Экспортеры проявляют большой интерес к маркетплейсу, утверждает Мария Котовская. «При запуске на сервисе «Профессионалы экспорта» было представлено 11 услуг по экспортному консалтингу, сейчас – более 25, и это число продолжает расти, – говорит Мария Котовская. – Все специалисты маркетплейса – надежные и опытные партнеры АО «РЭЦ», которые прошли нашу аккредитацию». По ее словам, сейчас услуги на «Профессионалах экспорта» оказывает более 300 компаний.
Решения для экспортеров
20–22 октября в Москве проходит Международный экспортный форум «Сделано в России», в рамках которого состоялась сессия в формате case study «Цифровизация услуг и использование принципа одного окна для экспортеров». Участники сессии на примере сервиса «Профессионалы экспорта» рассмотрели проблемы экспортеров и импортеров и обсудили способы их решения.
Томаты для Китая
Самые популярные услуги на «Профессионалах экспорта» – поиск партнера и размещение товаров на зарубежных маркетплейсах, рассказывает Мария Котовская. «Это связано прежде всего со структурой потребностей компаний при осуществлении ВЭД, ведь самый важный вопрос – как найти покупателя своей продукции за рубежом», – объясняет она.
Директор производителя и экспортера плодоовощной продукции компании «Дальпищепром» Роман Бакаевский рассказал «Ведомости&», что организация пользуется на «Профессионалах экспорта» услугой по продвижению на внешние рынки. Ее оказывает компания «Энергия экспорта». «Консультант помогает нам искать потенциальных покупателей на зарубежных рынках при помощи участия в международных выставках и бизнес-миссиях, – объясняет Роман Бакаевский. – В частности, специалисты «Энергия экспорта» нашли нам дистрибутора в [китайской] провинции Хэйлунцзян, помогли открыть интернет-магазин на платформе WeChat, продвигают нашу продукцию в Китае, выстраивают логистическую цепочку поставок». По словам Романа Бакаевского, сейчас «Энергия экспорта» занимается для компании «Дальпищепром» поиском дистрибутора в другой китайской провинции – Цзилинь.
Кроме того, «Энергия экспорта» вместе с центром «Мой бизнес» (работает по принципу одного окна в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». – «Ведомости&») провела для компании «Дальпищепром» серию семинаров и тренингов на разные темы – от вкусов и предпочтений китайских покупателей до нюансов и тонкостей местного законодательства, заключает Роман Бакаевский.
Востребованность услуги по поиску партнера за рубежом подтверждает генеральный директор ООО «Вентис Юнион АМГ» (оказывает услуги на сервисе «Профессионалы экспорта»), советник АО «РЭЦ» по Ирану и Турции Аббас Мирзаи Гази. По его словам, в этом году компания стала получать много запросов от российских экспортеров на поиск в Иране покупателей минеральных удобрений. В целом иранские компании уже подписали контракты с российскими поставщиками удобрений на общую сумму до $1 млн, утверждает Аббас Мирзаи Гази. При этом раньше российский бизнес не стремился работать с Ираном, из-за того что тот находится под санкциями США и Евросоюза, но в этом году изменил свою позицию по отношению к стране, говорит Аббас Мирзаи Гази.
«Вентис Юнион АМГ» не только помогает отечественным экспортерам выйти на новые рынки, но и ищет для российских производителей поставщиков сырья в Иране для производства лекарств и автокомпонентов. В августе иранские производители автомобилей подписали в Москве 12 меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве, предусматривающих поставку в Россию автокомпонентов для легковых и грузовых автомобилей, а также на создание высокотехнологичной линии по производству автозапчастей, напоминает Аббас Мирзаи Гази. Общий объем контрактов составит до 700 млн евро.
В этом году Россия существенно нарастила свой товарооборот с Ираном: по данным Министерства иностранных дел, в январе – июле 2022 г. он вырос на 42,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув $2,7 млрд.
Через Каспийское море
В этом году многие международные логистические компании ушли с российского рынка. В частности, это сделали такие крупные операторы, как Maersk, Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. Поэтому российским экспортерам пришлось искать новых транспортных операторов и выстраивать новые логистические маршруты.
«До введения ограничений все услуги по транспортировке российских товаров за рубеж оказывали топ-8 международных компаний, – рассказывает директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов. – Сейчас они ушли с рынка, но экспорт при этом не прекратился».
В России уже есть свои отечественные перевозчики, которые справляются с этой экспортной задачей, говорит Роман Чекушов. Все они представлены на b2b-маркетплейсе «Профессионалы экспорта», утверждает он.
На b2b-маркетплейсе доступна услуга логистического сопровождения. ООО «Сортавальский лесозавод» (компания занимается лесозаготовкой и деревообработкой) недавно подало заявку на ее получение. Начальник отдела реализации пиломатериалов компании Александр Муратов рассказал «Ведомости&», что «Сортавальский лесозавод» подал заявку на «Профессионалах экспорта» на оказание транспортно-экспедиторских услуг по отправке груза (пиломатериалов) в Южную Корею и теперь ждет обратной связи от компаний по срокам исполнения и стоимости.
Финансовый директор логистической компании ООО «Сармат Групп» Денис Лапшаков рассказал «Ведомости&», что компания пока не предоставляет услуги на сервисе «Профессионалы экспорта», но планирует это делать. «С АО «РЭЦ» мы работаем давно: получаем заявки на перевозку грузов для российских экспортеров и импортеров, – объясняет Денис Лапшаков. – Мы предоставляем полный комплекс логистических услуг для экспортеров и импортеров. Везем грузы из России через Каспийское море в Иран, а оттуда – в два крупных логистических хаба: в ОАЭ и Индию». Дальше товары отправляются по всему миру, добавляет он.
В этом году «Сармат Групп» разработала для экспортеров и импортеров новые маршруты – в Бангладеш, на Тайвань, в Саудовскую Аравию, Оман, Чили. По оценке Дениса Лапшакова, после ухода из России европейских логистических компаний спрос на услуги по перевозке грузов вырос минимум в 2 раза.
Логистическая и торговая компания ТД МГМ увеличения спроса в этом году не заметила, но переориентировалась с поставок из стран Западной Европы, США и Канады на поставки в страны Азии и Африки, рассказывает исполнительный директор компании Николай Смольников. По его словам, ТД МГМ получает от АО «РЭЦ» заявки на перевозку грузов. «Перевозим практически все – от продуктов питания до авто- и авиазапчастей», – говорит Николай Смольников.
Кондитерские изделия на экспорт
Важная задача, которую приходится решать компаниям при выходе на новые рынки сбыта, состоит в сертификации своей продукции. Экспортеру необходимо получить документы, подтверждающие происхождение товара и его соответствие требованиям безопасности. У каждой страны или группы стран есть свои требования к сертификации.
На «Профессионалах экспорта» направление по оказанию помощи экспортерам в сертификации продукции было запущено в августе. «Поэтому о его востребованности судить пока рано, – говорит Мария Котовская. – Но в целом мы видим интерес российских предпринимателей к подобного рода услугам».
По словам Ильи Котова, директора по развитию ООО «Серконс» (компания занимается добровольной и обязательной сертификацией), на маркетплейсе «Профессионалы экспорта» востребованы услуги по сертификации таких товарных групп, как промышленное оборудование, пищевая продукция (кондитерские изделия, бакалея, крупы), радиооборудование (радиомодули для ГЛОНАСС, GPS), строительные товары (древесина, стекольная продукция, датчики противопожарных систем).
В 2020 г. премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, согласно которому промышленные предприятия и компании, ориентированные на экспорт, могут получить на сертификацию продукции субсидии из федерального бюджета. С помощью субсидии экспортеры могут возместить до 80% затрат. Стоимость сертификата зависит от товарной группы: например, на электроприборы (светильники, утюги, чайники) сертификация серийно выпускаемой продукции на три года обойдется в сумму от 400 000 руб., объясняет Илья Котов.
В «Серконсе» до марта 2022 г. около 90% запросов от экспортеров приходилось на услуги по сертификации продукции для ее продажи в европейских странах, 10% – на сертификацию продукции для реализации на Ближнем Востоке, в Африке и Турции. Сейчас до 80% запросов приходится на Турцию, 10% – на страны Ближнего Востока и 10% – на Европу, говорит Илья Котов.
«Профессионалы экспорта» (16+), «Ведомости&» (16+), «Интерфакс» (16+), «Профи» (16+), YouDo (16+), WeChat (16+)