Цифровая революция: что можно сделать, не вставая с дивана
Как цифровые технологии перестали быть привилегией богатых и изменили быт человечестваГамбургеры в офис доставляют роботы, дроны несут новогодние подарки в глухую деревню, бабушка освоила покупку продуктов в интернете и там же продает связанные вручную носки, а мама из провинции раз в неделю смотрит постановки в Венской опере. Новые технологии пришли в каждый дом, перестав быть привилегией состоятельных. Борьба с новым коронавирусом COVID-19 ускорила внедрение и знакомство с искусственным интеллектом, автоматизацией и робототехникой, электронной коммерцией, где «бесконтактное» заменяет «контактное», пишет Ipsos в отчете «Россия 2021: движение вперед».
Самоизоляция позволила понять, как много современный человек может делать, не вставая с дивана. Министерство цифрового развития (бывшее Минкомсвязи) даже составило список цифровых сервисов «для комфортной жизни в условиях самоизоляции», запустив весной портал «цифрового сопротивления COVID-19» . Набралось более 500 разнообразных услуг, воспользоваться которыми можно, не покидая квартиру: сервисы для дистанционных консультаций с врачами, службы выгула животных и доставки продуктов, образовательные программы для школьников, освоение новых профессий для пенсионеров, дистанционные курсы кройки и шитья, биржи заданий для фрилансеров и спортивные тренировки онлайн.
Онлайн можно даже инвестировать – именно развитие онлайн-каналов продаж Банк России называет одной из главных причин исторического рекорда: в III квартале 2020 г. на рынок паевых инвестиционных фондов (ПИФ) пришло 646 000 пайщиков – физических лиц, максимум за всю историю. «Выход в онлайн сыграл критическую роль в развитии рынка и привлечении людей в инвестиции, – рассказывает руководитель отдела продаж «Сбер Управление Активами» Андрей Макаров. – Весной, до начала пандемии, мы вывели наши открытые ПИФы в «Сбербанк Онлайн». Результат превзошел наши ожидания: более 60% вложений в наши ПИФы люди делают именно онлайн. Причем и после снятия ограничений доля не снизилась и остается на этом уровне и по сей день, что говорит о том, что это уже данность, а не временное явление».
(Подробнее см. «Как застраховаться от риска и заработать»)
Как технологии всего за один неполный год изменили нашу жизнь?
Взрослее и разнообразнее
Сходить в магазин за хлебом – что может быть обыденнее? Но только не сейчас. Эпидемия коронавируса и последовавший за ней локдаун заставили миллионы людей экстренно осваивать онлайн-покупки. Так, в странах Евросоюза продажи товаров с доставкой на дом во время мирового локдауна в апреле 2020 г. выросли на 30% по сравнению с апрелем 2019 г., в то время как продажи традиционной розницы обрушились на 17,9%, приводит пример Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отчете «Электронная коммерция во время COVID-19» .
В России аналогичная тенденция. Данные SberIndex, который составляет «Сбер», показывают: если в первые дни самоизоляции на долю онлайн-платежей приходилось 12,2% всех трат по картам, то через две недели – уже 19,5%. Наибольший всплеск был в категориях «одежда, обувь и аксессуары» (с 8,2 до 76,7%) и «спорт» (с 10,8 до 67,9%). Продуктовый ритейл столкнулся с паническим спросом на товары первой необходимости и лавинообразным спросом на доставку продуктов питания, пишет Ipsos. «Мы [рынок онлайн-доставки еды] сделали за восемь недель то, на что обычно нужно 10 лет. Речь идет и о масштабировании услуг, и о количестве игроков», – признавал в интервью AdIndex Денис Марфутин, директор по операционному маркетингу онлайн-гипермаркета «Перекресток впрок» (входит в X5 Retail Group).
Карантин изменил аудиторию интернет-сервисов, сделав ее старше, и структуру интернет-продаж: спрос сместился от люксовых товаров в сторону повседневных, в том числе продуктов питания, отмечает ОЭСР. Многие потребители во время самоизоляции смогли преодолеть барьеры, которые раньше мешали покупать в интернете: научились пользоваться онлайн-банкингом, делать заказы и доверять оплатам с карты в интернете. Например, японская статистика использования банковских карт для оплаты заказов в интернете показывает: в январе только 15,4% держателей карт старше 60 лет покупали в интернете, в марте их доля увеличилась до 21,9%. Для японцев старше 70 лет соответствующие показатели 10,9% в январе и 16,4% в марте 2020 г.
В России коронавирус тоже привлек новых покупателей в онлайн – правда, молодых, ссылался ТАСС на данные «Яндекс.Маркет аналитики». В апреле 2020 г. число покупателей в онлайн-магазинах выросло на 40% по сравнению с январем. Но самый большой прирост показала аудитория в возрасте до 17 лет – таких пользователей стало на 65% больше. На 2-м месте – в возрасте от 18 до 24 лет (+62%), а на 3-м – от 35 до 44 лет (+47%). Среди пользователей старше 55 лет онлайн-покупками стали интересоваться на 32% чаще. «Помолодела даже аудитория инвестиционных продуктов, – говорит Макаров. – Если раньше средний возраст клиентов доверительного управления составлял более 50 лет, то сейчас средний возраст владельцев наших продуктов – уже 45 лет. И я думаю, что он будет молодеть, потому что люди всё в более раннем возрасте задумываются о создании накоплений».
Люди заказывали через интернет всё: продукты, готовую еду, одежду и обувь, спортивный инвентарь и даже бывшие в употреблении товары. Имеющихся ресурсов не хватало, необходимость справиться с валом заказов потребовала новых решений. Например, «Яндекс.Такси» стала возить не только пассажиров, но и товары, позже это вылилось в отдельное бизнес-направление. Ритейлер «Пятерочка» открыл новый формат офлайн-супермаркета – без продавцов и персонала. Попасть в него можно с помощью онлайн-приложения, которое выдает код для входа. Внутри магазина электронные ценники и кассы, а за товарами на полках и в корзинах покупателей следит система видеоаналитики на базе искусственного интеллекта.
Квартира в несколько кликов
Техническая возможность купить квартиру, не выходя на улицу, была и раньше, но во время самоизоляции она превратилась в отдельную услугу. Например, девелоперская группа ЛСР описывает эту процедуру так: покупатель выбирает квартиру из каталога на сайте, бронирует понравившуюся через онлайн-сервис и затем по телефону или через видеомессенджер обсуждает с сотрудником отдела продаж все детали. Договор долевого участия или купли-продажи придет по почте, подписать его можно дистанционно с помощью электронной цифровой подписи. Застройщик отправит соглашение в Росреестр на регистрацию, оплатить госпошлину можно на сайте госуслуг, а оплату квартиры провести через Центр недвижимости Сбербанка. Когда сделка будет завершена, все зарегистрированные документы придут электронным письмом.
Группа «Самолет» предлагает провести онлайн консультацию, бронирование квартиры, подачу документов на ипотеку, закрытие сделки, регистрацию договора в Росреестре.
Заказы из интернет-магазинов и ресторанов вначале доставляли курьеры «бесконтактным способом» (т. е. оставляя у двери), в декабре им на смену пришли первые роботы. Похожие на маленькие луноходы роботы-курьеры начали доставлять заказы сервиса «Яндекс.Еда» в московском деловом квартале «Белая площадь» и в «Иннополисе» под Казанью. Для начала роботу поручили развозить еду (до 20 кг за раз) из нескольких ресторанов в окрестностях «Белой площади», но в будущем пообещали расширить зону доставки и список партнеров. Вызвать робота можно в приложении «Яндекс.Еды», чтобы забрать заказ, нужно открыть крышку робота с помощью приложения.
Стремительный рост онлайн-продаж подстегнул интерес к инфраструктуре, нужной для их развития. В результате вырос спрос на склады как среди компаний, так и среди инвесторов, указывают аналитики рынка недвижимости (подробнее см. «Квадратные метры сохранят капитал: как заработать на инвестициях в недвижимость»). «Спрос на складские помещения вырос в этом году, – комментирует Макаров. – Многие наши рентные фонды коммерческой недвижимости включают склады и логистические комплексы, поэтому мы наблюдаем спрос и на такие фонды. В скором времени мы планируем, что в «Сбербанк Онлайн» можно будет купить свой «кусочек» коммерческой недвижимости, вложившись в закрытые фонды».
Работа из дома
«Мы все словно бы оказались участниками масштабного эксперимента по переходу на удаленку. Около 70% специалистов во всем мире стали работать из дома минимум раз в неделю», – писало консалтинговое агентство Knight Frank в обзоре последствий пандемии COVID-19 для рынка недвижимости.
Массовый переход на удаленный формат работы стал возможен только благодаря цифровым технологиям, считает руководитель Проектного офиса нацпрограммы «Цифровая экономика» Григорий Харитонов. Коронавирус показал: чтобы добраться до работы, офисным работникам больше не нужно просыпаться в 6 утра, ехать в метро или стоять в пробках. Достаточно открыть ноутбук и подключить Zoom – сервис для проведения онлайн-видеоконференций, который стал популярным именно благодаря коронавирусу. В результате капитализация его компании-разработчика на бирже NASDAQ с начала года увеличилась более чем в 5,5 раза.
Если вначале формат дистанционной работы воспринимался как временный, то теперь стало ясно: он с нами если не навсегда, то надолго. Например, Facebook заявил, что в ближайшие 5–10 лет переведет на бессрочную удаленную работу 50% своих сотрудников.
«В России, как и во всем мире, меняется философия офисной работы, происходит переход на постоянную и условно-постоянную удаленную работу, а значит, растет спрос на цифровые технологии и сервисы», – цитируются слова Харитонова в пресс-релизе на сайте нацпроекта.
Умные технологии – мощный «ускоритель» эффективности сотрудников, пишет JLL в декабрьском отчете «От продуктивности к эффективности человека». Высокая производительность сегодня основана в числе прочего на инновациях, способности бросить вызов статус-кво и постоянном обучении. А сама физическая среда теперь стала phygital, превращаясь в сочетание физических и цифровых пространств, пишут аналитики JLL. Работодателям тоже придется меняться: фокусироваться на человеческом капитале, внедрять новые стили работы для адаптации к новому спросу и обеспечения возможности «работать откуда угодно».
Искусственный интеллект ищет сотрудника
Работодатели тоже меняют привычные схемы работы. Так, «Сбер» задействовал искусственный интеллект в найме персонала. Летом 2020 г. он запустил сервис HURMA (Human Resource Manager’s Assistant), который оценивает автоматически личностные и психологические характеристики кандидатов на рядовые должности. «Наем рядового персонала – головная боль для многих больших компаний. Подбор сотрудников колл-центра, склада, продавцов и других людей с распространенными специальностями идет на потоке. Как результат, высокий уровень текучки и рост трат на обучение», – объяснили в компании (цитата по пресс-релизу).
Диван-самолет
Изменения режима дня, связанные с удаленной работой, повлияли на досуг, пишет Ipsos. Главный бенефициар этих изменений – ОТТ (от англ. over the top, онлайн-кинотеатры, агрегаторы видеоконтента и проч. – «Ведомости&»), пишет PwC в исследовании «Медиаиндустрия в 2024 г.» . В первом полугодии 2020 г. хоть раз в неделю видеосервисами и онлайн-кинотеатрами пользовались 39% участников исследования Ipsos «РосИндекс», годом ранее – только 20%. Онлайн-видео с началом самоизоляции стало вытеснять традиционное телевидение – общемировая тенденция такова, что люди больше времени проводят в онлайн-стримах и видеоиграх, ссылается PwC на данные SmartyAds. В России вместе с популярностью видеосервисов росло и традиционное телесмотрение, в том числе – впервые за много лет – среди молодых людей, следует из данных аналитической компании Mediascope.
Сегмент SVOD (видеоконтент по подписке) по итогам 2020 г. уверенно обгонит общемировые сборы в кинопрокате ($49,4 млрд против $14,3 млрд). Новая реальность уже заставила компании пересматривать устоявшиеся бизнес-модели: студия Warner пообещала в 2021 г. показывать свои новинки одновременно в кинотеатрах и онлайн.
Впрочем, речь не только о кинотеатрах – благодаря цифровым каналам приобщиться к культуре и истории теперь можно без покупки билетов и международных перелетов. Например, сайт Tripster.ru предлагает в режиме реального времени погулять с гидом по разным городам мира.
Весной этого года Венская опера, несмотря на зал без зрителей, начала транслировать выступления в интернете, сотрудники художественного музея «Бельведер» – ежедневно проводить короткие экскурсии на страницах в соцсетях, нью-йоркский театр «Метрополитен-опера» – показывать онлайн лучшие спектакли из своего архива, в том числе «Травиату» с Анной Нетребко и Дмитрием Хворостовским (шла в 2015 г.). Российский Большой театр запустил трансляции архива спектаклей на своем YouTube-канале. С марта по май 2020 г. Большой вошел в тройку самых популярных театров на YouTube как по числу подписчиков, так и по количеству просмотров в мире, сообщал ТАСС. Только балет «Щелкунчик» одновременно смотрели более 80 000 человек.
В онлайн перешел даже спорт: сеть фитнес-клубов World Class, закрыв в марте клубы на время самоизоляции, начала проводить открытые тренировки онлайн, чтобы поддержать своих клиентов и привлечь новых. Результат превзошел все ожидания, признала компания: в собственные клубы сети ходит около 115 000 человек, онлайн-тренировки World Class во время самоизоляции смотрели по 1 млн человек в день. Аудитория YouTube-канала за время карантина выросла в 50 раз и сегодня составляет 84 100 подписчиков, а аккаунта в Instagram – с 78 000 до 292 000 человек. «Через какое-то время [онлайн] должен приносить около 20% нашей выручки и прибыли», – говорил в интервью «Ведомости&» Николай Прянишников, гендиректор «Русской фитнес группы» и сети World Class.
COVID-19 подтолкнул компании к новым технологиям и навсегда изменил бизнес, пишет консалтинговая компаниям McKinsey в одноименном обзоре : всего за несколько месяцев коронавирусный кризис спровоцировал такие технологические изменения в экономике и том, как функционирует бизнес, на которые в других условиях потребовалось бы несколько лет. В июле исследователи McKinsey опросили 899 представителей компаний разного размера из различных секторов экономики по всему миру и обнаружили, что с начала пандемии компании сделали скачок в цифровизации внутренних операций, взаимоотношений компаний с клиентами и поставщиками, сопоставимый с 3–4 годами изменений. А доля продуктов и услуг, основанных на цифровых технологиях, в портфолио компаний выросла как за предыдущие семь лет.