Чем полезны хакатоны
И как они решают задачи государственного масштабаПандемия нового коронавируса подстегнула спрос на цифровые решения со стороны компаний, работающих в туризме, и усилила интерес к партнерствам с IT-разработчиками. Помочь быстрому созданию новых технологий может такой инструмент, как хакатон. Первый в стране масштабный туристический хакатон (маркетинговое название Moscow Travel Hack) состоялся в Москве в феврале 2020 г. Помимо решения конкретных отраслевых задач он стал катализатором появления более масштабного проекта – коммуникационной платформы для сотрудничества участников индустрии туризма и гостеприимства «Московский туристический хаб» (маркетинговое название Moscow Travel Hub).
Еще в начале года российская туристическая отрасль строила планы на будущее. В 2020 г. российский рынок тревел-услуг ожидал рост на 9,4% до $45,65 млрд, из которых до $20,22 млрд – это вклад онлайн-сегмента. Таким был февральский совместный прогноз Aviasales и Phocuswright, который они представили на организованном комитетом по туризму города Москвы форуме разработчиков – хакатоне Moscow Travel Hack. Но пандемия нового коронавируса смешала все карты. Туристическая отрасль оказалась в лидерах по снижению входящих денежных потоков: в мае это снижение доходило до 90% от «докоронавирусной нормы», свидетельствуют данные мониторинга, который еженедельно ведет Банк России.
Перед комитетом по туризму города Москвы встала задача создать условия для развития отрасли и новых партнерств, развития цифровых технологий в туризме, рассказывает Ксения Бойкова, заместитель генерального директора АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». А инструментом для ее решения стала коммуникационная платформа Moscow Travel Hub, выросшая из февральского хакатона.
Инструмент для мозгового штурма
Хакатон – это соревнования для команд IT-разработчиков (а зачастую – с участием продакт-менеджеров и дизайнеров), в ходе которых они решают определенную задачу – создание прототипа программы, цифрового сервиса и т. п. Как правило, хакатон длится 1–2 дня, потом жюри выбирает победителей, которые помимо почета могут получить вполне ощутимую поддержку от спонсоров мероприятия в виде грантов, инвестиций и т. д.
Хакатоны начали набирать популярность в начале 2000-х как инструмент работы с проектами на стадии «идея», который государства и компании используют для поиска инноваций. Это один из лучших и самых простых подходов: он генерирует сразу много идей и значительно сокращает время до появления первого опытного образца, говорит Дмитрий Галов, эксперт по кибербезопасности «Лаборатории Касперского». Он требует от «искателей идей» меньше ресурсов по сравнению с традиционными способами, объясняет директор технологической практики KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. Иногда стоимость и время разработки внутри компании или госструктуры кратно выше, чем стоимость покупки компетенции и продукта, говорит менеджер корпоративного стартап-акселератора PwC в России Павел Веселовский. Проведение хакатона позволяет собрать готовые идеи, решения и бизнес-модели с «открытого рынка», переложив главные риски разработки и апробации технологий на «чужие» бюджеты – университетов, венчурных фондов, независимых разработчиков и т. д., отмечает он.
Инструмент для рекрутинга IT-специалистов
Между тем участие в хакатоне позволяет партнерам проверить гипотезы относительно поставленного кейса, увидеть похожие задачи и примерить предлагаемые на хакатоне решения на свой бизнес, а также, возможно, решить кадровые задачи, говорит Бойкова. «В нашей практике бывало так, что разработчики, хорошо проявившие себя на хакатоне, приходили потом работать в МТС», – рассказывает Дмитрий Курин, директор департамента по инновациям и инвестициям MTS Startup Hub (партнер Moscow Travel Hack).
В России хакатоны появились позднее и вначале в академической среде – их проводили различные университеты при поддержке компаний из сферы высоких технологий, таких как «Яндекс». Сейчас хакатонов множество, свои мероприятия есть, например, у «Лаборатории Касперского», «Сбера», «Ростелекома», «В контакте». Но до сих пор они не стали в России таким же масштабным явлением, как в Европе или Азии, говорит руководитель группы Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский.
Наиболее востребованы хакатоны у компаний, так или иначе связанных со сферой высоких технологий, в том числе кибербезопасности или онлайн-продаж, рассказывает Шапировский. Объяснение просто: такие решения легко масштабируются, не требуют гигантских средств для экспериментов и создания прототипов, основной критерий успеха в них – интеллектуальная составляющая работы команды и ее идеи. Впрочем, для промышленности он также будет полезен, например, при работе над программами цифровизации, для создания инноваций или новых технологий производства, отмечает Шапировский. Большой плюс для компаний и в том, что они могут покупать прототипы без подписания договора о неразглашении информации (во многих компаниях это обязательная процедура. – «Ведомости&»), рассказывает Галов. Для участников хакатонов задача максимум, по его словам, – это поиск инвестора. Но такие мероприятия полезны и с образовательной точки зрения, причем для обеих сторон, отмечает он.
Хакатоны бывают «внешние», в которых могут участвовать все желающие (такие, например, проводит «В контакте»), а есть «внутренние» – их компании проводят среди своих сотрудников (такой у «Лаборатории Касперского»).
Для государства, как и для компаний, хакатон – это возможность быстро получить множество идей для решения задачи и выбрать наилучшие, рассказывает Шапировский. К тому же внутри госструктур может не найтись нужных компетенций или достаточных ресурсов для реализации задач, говорит Веселовский. Кроме того, хакатоны – это и способ поддержки малого бизнеса, который может таким образом получить госзаказ и информационную поддержку, отмечает Шапировский. Может случиться и так, что в процессе хакатона окажется, что задачу в текущей ситуации вовсе не решить, указывает Вихарев из KPMG.
Инструмент для прогрессивных решений
Для комитета по туризму города Москвы хакатон – это возможность содействовать созданию новых продуктов на рынке через партнерства крупных игроков рынка с инновационными командами, рассказывает Бойкова. Участники первого хакатона Moscow Travel Hack, организованного комитетом по туризму города Москвы 8–9 февраля 2020 г., решали 10 задач, поставленных партнерами: от разработки голосового виртуального помощника Пушкинского музея до создания сервиса, который мог бы предлагать индивидуальный маршрут по Москве в приложении RUSSPASS.
Для каких целей
Если компании обычно проводят хакатоны для проверки бизнес-гипотез, быстрого прототипирования и решения HR-задач, то государственный сектор – для популяризации технологического предпринимательства, решения задач в сфере связей с общественностью и госорганами, а также для обучения студентов и молодых профессионалов, рассказывает Веселовский.
Кейсы для решения на хакатоне предложили компании из сфер IT и телекома, а также связанные с туризмом (музеи, «Аэроэкспресс»), но у классических игроков отрасли (например, туристических компаний, отелей и др. – «Ведомости&») этот формат пока вызывает вопросы и недоверие, говорит Бойкова.
Компания, по словам Дмитрия Курина, директора департамента по инновациям и инвестициям MTS Startup Hub, позитивно оценивает свое участие в хакатоне, организованном Мостуризмом: участие в нем позволило увидеть новые возможности на стыке геосервисов и билетных сервисов и в сжатые сроки протестировать гипотезы в этом направлении.
«Мы искали для «Мегафон.Путешествий» новый функционал, который бы улучшил пользовательский опыт, – рассказывает представитель оператора (партнер Moscow Travel Hack). – За два дня участники предложили десятки свежих и нестандартных решений. Победителем стала команда, которая реализовала прототип сервиса для мгновенного планирования маршрута исходя из места пребывания туриста, доступного времени и бюджета».
«Хакатоны – одна из самых старых и важных традиций Facebook, которая позволяет объединять разработчиков и лидеров сообществ в создании новых решений для компаний и людей. Moscow Travel Hack – прекрасный тому пример, – рассказывает Ульяна Зинина, руководитель Facebook по связям с государственными организациями в России. – Facebook предложил участникам разработать решение на базе Facebook Messenger или open source технологий, которое позволит улучшить процесс поиска или планирования вариантов путешествия. Победителем нашего трека стала команда Wolves – ребята разработали решение с использованием Facebook Messenger, которое может помочь путешественникам выбирать оптимальный маршрут для коротких прогулок по разным городам мира».
Второй хакатон пройдет в марте 2021 г., его «большая идея» – содействие туриндустрии в преодолении последствий кризиса, вызванного COVID-19, через создание новых цифровых решений. «Наша задача – предоставить эффективный инструмент для выявления системных вызовов в развитии индустрии и транслировать единый запрос отрасли на новые технологические решения для возможного совместного применения», – говорит Бойкова.
Хакатоны могли бы стать первым этапом перед проведением тендера, рассуждает Галов из «Лаборатории Касперского». Тогда заказчик сможет выбирать из идей, которые он знает и они ему точно подходят. Сами по себе тендеры отсекают интересные варианты: по сути, приходится судить по ретроспективному опыту компании, который не всегда дает представление о ее способности решить поставленную задачу, говорит Шапировский.
В 2021 г. работа внутри хаба будет сосредоточена на двух основных направлениях. Первое – это создание условий для продвижения продуктов и услуг туристических компаний Москвы на международный рынок. Второе ориентировано на работу с определенными сегментами или трендами в индустрии туризма, что поможет компаниям диверсифицировать их продуктовую линейку и, возможно, нащупать новые ниши в период после снятия ограничений. График мероприятий будет опубликован на сайте проекта https://travelhub.moscow/. &
Отраслевая коммуникационная платформа
«Хакатон – это один из проектов Московского туристического хаба (маркетинговое название Moscow Travel Hub), который появился в результате проведения первого хакатона в феврале 2020 г., когда состоялась встреча всего сообщества туриндустрии Москвы для выявления и обсуждения ключевых запросов отрасли на IT-решения, – рассказывает Бойкова. – Одним из запросов отрасли было создание площадки для обмена данными и организации продуктивного нетворкинга среди представителей индустрии туризма и смежных сфер».
Сегодня хаб стал деловой площадкой, объединяющей представителей индустрии туризма и гостеприимства Москвы, заинтересованных в создании новых продуктов, использовании технологий и развитии партнерских проектов. Такой формат, с одной стороны, позволяет увидеть запросы бизнеса, с другой – предложить цифровые сервисы для решения актуальных задач, рассказывает Бойкова. Хаб включает в себя проведение акселерационной программы «Фабрика туристических продуктов и сервисов» , а также спецпроекты.
Ценность хаба в том, что он сокращает ресурсы и затраты участников отрасли на построение нетворкинга и получение обратной связи от потенциальных партнеров, говорит Бойкова. Например, стратегическая онлайн-сессия, в которой участвовало более 200 представителей из 28 регионов России, позволила участникам выявить ключевые потребности путешественников и сформировать готовые сезонные туристические предложения, сообщал ранее комитет по туризму г. Москвы.
А во время онлайн-воркшопа более 80 специалистов из туристической индустрии создавали новые продуктовые гипотезы – от туров для активных семей на длинные выходные до тематических туров-конструкторов. Благодаря им после снятия ограничений и восстановления рынка станет возможно стимулировать развитие внутреннего туризма, сообщал Мостуризм.