Как проект RUSSPASS должен помочь путешественникам и отрасли
Зачем Москва создала цифровой сервис для туристовПока международный туризм готовится из-за пандемии коронавируса COVID-19 недосчитаться по итогам 2020 г. двух третей своего прошлогоднего объема ($1,5 трлн), драйвером роста отрасли будет туризм внутренний, считают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития. В России именно это и происходит, отмечают эксперты платежной системы Mastercard в опубликованном в сентябре исследовании Recovery Insights: по темпам восстановления расходов на путешествия и развлечения среди 20 крупнейших экономик мира в июле 2020 г. наша страна уступила только Италии. Подхватив тренд, власти Москвы переориентировали запущенный летом туристический сервис RUSSPASS на работу с внутренним туризмом.
Спрос на путешествия постепенно оживает: жители стран «двадцатки» стали тратить деньги на путешествия и развлечения сразу же, как только начали смягчаться противоэпидемические запреты, говорится в исследовании Recovery Insights. Авторы исследования учитывали расходы на авиаперелеты, проживание и питание вне дома, рассказал «Ведомости&» сотрудник российского представительства платежной системы.
«Расходы на бензин, прокат велосипедов и посещение ресторанов постепенно возобновляются, но в основном это происходит за счет внутреннего туризма и расходов рядом с домом», – рассказывает Стив Садоув, старший советник Mastercard.
Кто и как путешествовал
В разных странах процесс восстановления происходит по-разному: если лидером по восстановлению внутренних авиаперевозок стала Россия и другие страны БРИКС, то европейцы активнее путешествовали на автомобиле – такой вывод исследователи делают, опираясь на рост трат на бензин.
Источник: Mastercard
Например, в Швейцарии за счет локального туризма доход туристической отрасли снизился всего на 25% по сравнению с показателями 2019 г. «Власти ослабили ограничения, и жители страны очень активно начали посещать достопримечательности и ездить в горы и на озера теми туристическими маршрутами, которые до пандемии были особенно популярны среди иностранцев», – говорит «Ведомости&» руководитель московского офиса Switzerland Tourism Наталья Варт.
В России та же тенденция: в первые месяцы самоизоляции турпоток снизился почти до нулевой отметки, говорят опрошенные «Ведомости&» туроператоры, а с отменой ограничений начал восстанавливаться благодаря локальным путешествиям. По данным аналитиков сервиса «Яндекс.Путешествия», в этом году популярность внутреннего туризма в России выросла втрое по сравнению с летом 2014 г. Но пока это не позволило компенсировать потери от международного туризма, следует со слов гендиректора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина. Общий въездной турпоток в Россию с началом пандемии снизился на 90%, рассказывает исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Сильнее всего от кризиса на рынке туристических услуг пострадали города, куда приезжало особенно много иностранцев. «Музеи толком не работали, массовые мероприятия были сильно ограничены, что именно мы должны были предлагать гостям – непонятно», – объясняет Ромашкин.
Россия виртуальная
В 2019 г. Москву, по данным Мостуризма, посетили 25,1 млн человек, из которых 19,3 млн – это российские туристы, 5,8 млн – иностранные. Данные за три квартала 2020 г. показывают (с учетом ограничений на международные поездки из-за пандемии коронавируса COVID-19), что основная часть турпотока пришлась на внутренних туристов.
Москва занимает 1-е место среди российских городов по посещаемости, и этот показатель только растет. «В 2020 г. количество бронирований туров в Москве повысилось примерно на 25% по сравнению с первым полугодием минувшего года. Из-за пандемии очень многие люди не отменили поездки, а перенесли их на 2021 г.», – говорит Ломидзе из АТОР.
Карта популярных маршрутов
В десятке самых популярных направлений этого года – девять с отправлением из Москвы. Это Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург, Краснодар, Анапа, Минеральные Воды, Калининград, Махачкала и Ростов-на-Дону. Еще одно – с отправлением из Санкт-Петербурга в Симферополь.
Источник: tutu.ru
Традиционная модель туризма, в которой люди путешествуют, чтобы увидеть основные достопримечательности, по-прежнему популярна, но при этом растет количество туристов, которые хотят посещать уникальные места, рассказывает сооснователь онлайн-маркетплейса авторских автомобильных маршрутов Road.travel Валерий Бритаус. «Сейчас, когда отдых за рубежом практически недоступен, самое время открывать для себя новые места, которые находятся рядом», – добавляет он.
Именно поэтому современным путешественникам нужны цифровые сервисы – они помогают сократить время на поиск информации и расширить выбор, заключает Бритаус.
Для тех, кто любит планировать свои поездки самостоятельно, создан презентованный летом московскими властями цифровой туристический сервис RUSSPASS. Его создание курировали комитет по туризму города Москвы и департамент информационных технологий. Изначально новый проект был предназначен для туристов из-за границы, но после запуска стало понятно: ему стоит ориентироваться на внутренний спрос и таким образом оказывать поддержку отрасли, рассказывает Сергей Зимин, директор по развитию цифрового сервиса RUSSPASS. С его помощью можно самостоятельно составить маршрут или забронировать организованный тур в Москве и еще 50 российских регионах, следует из информации на сайте. RUSSPASS стимулирует восстановление внутригородского и внутреннего туризма, предлагая нетривиальные маршруты и услуги, говорит партнер компании Data Insight Борис Овчинников. Например, в столице можно пройти по следам великих писателей, изучить уголки Москвы из знаменитых кинофильмов или побродить по лабиринтам Покровского-Стрешнева.
«Для путешественников RUSSPASS – это удобный инструмент, когда в пару кликов можно спланировать свою персональную поездку. Это возможности построить свои собственные, уникальные маршруты, забронировать отель, купить билеты на самолет, подобрать готовый тур. И, что важно, сделать все на одной платформе», – говорит Зимин.
Пока сервис в самом начале своего развития, но уже сейчас на нем представлено более 500 направлений, туров и авторских маршрутов, подписаны соглашения о сотрудничестве более чем с 80 российскими регионами, причем свыше половины их предложений доступно на сервисе, следует из материалов RUSSPASS. Следующий шаг – расширение линейки предложений, добавление новых локаций, туров, маршрутов.
Уже запущен функционал личного кабинета партнера RUSSPASS для музеев, парков, туристических объектов и культурно-досуговых организаций. Подключиться к сервису могут не только крупные компании, оперирующие по всей России, но и локальные – работающие в пределах одного города. В личном кабинете партнеры могут добавлять объекты и предложения, которые потом становятся доступны туристам, говорят разработчики сервиса.
В перспективе RUSSPASS может быть полезен отрасли и путешественникам, но необходимо убедить их им пользоваться – пока 80% туристов сами формируют свои запросы, считает Ломидзе.
Data Insight оценила: в 2019 г. онлайн-продажи туристических услуг на российском рынке превысили 1 трлн руб. и в ближайшее время будут увеличиваться не менее чем на 20% в год. «Половина всех билетов и гостиниц уже бронируется онлайн, и эта цифра будет только расти – в первую очередь за счет самостоятельных туристов, – рассказывает «Ведомости&» Овчинников из Data Insight. – Они не обращаются в агентство, а открывают интернет и запрашивают информацию у поисковых систем».
RUSSPASS может помочь регионам и турбизнесу представить их услуги в современном цифровом формате. «С помощью сервиса можно легко и эффективно продвигать продукты, маршруты, туры и объекты туристической инфраструктуры. Интеграция с RUSSPASS – это продвижение бренда города и региона», – рассказывает Зимин. &