Как вводят ограничения на вредные продукты

От сухого закона до налога на сахар
Евгений Разумный / Ведомости

Резкое повышение акцизов на табак и, как следствие, рост стоимости сигарет – одна из главных причин, по которой доли контрафактной и контрабандной продукции в России увеличиваются. Логика простая: зачем платить больше, если можно купить более дешевые сигареты, например, из Белоруссии или Казахстана, где ставки акциза ниже. Эта продукция свободно попадает на российский рынок, поскольку передвижение товаров внутри Таможенного союза не ограничено, но с нее не уплачены налоги в российский бюджет (подробнее см. «Чем пандемия помогла борьбе с контрабандой табака и почему рано расслабляться»).

Это не единственный пример. Власти разных стран не оставляют попыток вовсе запретить или по крайней мере обложить повышенными налогами потребление некоторых товаров, таких как алкоголь или сахаросодержащие продукты. Второй путь особенно популярен у законодателей, потому что позволяет и проявить заботу о здоровье населения, и пополнить казну. Однако такое регулирование требует очень осторожного подхода. «Ведомости&» собрали несколько примеров, когда недостаточно продуманные ограничительные меры приводят к обратному эффекту: росту черного рынка, падению налоговых доходов, отравлениям и даже массовым протестам.

Сухой закон в действии

/Wikipedia

В том или ином виде запрет на алкоголь вводили многие страны. Самая известная из таких попыток – сухой закон (Prohibition Act): запрет на продажу, производство и транспортировку алкоголя в США, действовавший в 1920–1933 гг. Он породил всплеск подпольного производства и целую индустрию нелегальной продажи алкоголя, которую быстро взяли под контроль преступные группировки. К 1925 г. в одном только Нью-Йорке насчитывалось около 100 000 нелегальных питейных заведений, пишет The Guardian в материале «Как сухой закон привел Америку в эпоху гангстеров и нелегальных баров».

«Пьянство в целом возросло; вместо легальных открылись нелегальные бары, причем не в том же количестве, а в 2 или 3 раза большем; появилась целая армия нарушителей закона, получивших доступ к колоссальным деньгам; многие из наших лучших граждан, которые посчитали, что закон нарушает их личные права, стали демонстративно игнорировать запреты; как неизбежное следствие, уважение к закону значительно уменьшилось; преступность возросла до невиданного ранее уровня», – признал в 1932 г. один из сторонников и лоббистов сухого закона, сын основателя Standard Oil Джон Рокфеллер-младший. Он написал это в письме, в котором отметил, что в целом выгоды от введения сухого закона оказались меньше принесенного им вреда, и поддержал его отмену, что и было сделано в 1933 г. После отмены национального запрета 18 из 50 штатов США сохраняли его на местном уровне, постепенно упрощая доступ к алкоголю.

Турецкие качели

/Unsplash

Турция прошла непростой путь от запретов к либерализации алкогольного рынка, а потом обратно к ограничениям. В 1926 г. законодательные ограничения на оборот алкоголя были сняты, но это не привело к злоупотреблениям: в 2010 г. потребление спиртного в Турции составляло 1,5 л в пересчете на чистый спирт на душу населения в год, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Для сравнения: в Европе этот показатель за тот же год – 10,3 л на душу населения. Но в 2012 г. власти приняли закон о запрете продажи спиртного в розлив, который ударил по ресторанам и кафе, а позднее – о продаже алкоголя в ночное время, а также на расстоянии ближе 100 м от школ и мечетей. Попутно они повышали налоги, что сделало национальный напиток ракы предметом роскоши, писал сайт о ближневосточных странах Al-Monitor в материале «Турецкие любители выпить сопротивляются ограничениям, иногда с риском для жизни». Это не привело к существенному снижению потребления алкоголя, но отразилось на отношении к власти. В 2013 г. участники массовых антиправительственных акций открывали бутылки пива и поднимали издевательские тосты в честь премьер-министра. Для них ужесточение правил употребления алкоголя стало одним из символов исламизации страны и укрепления личной власти Эрдогана, писала The New York Times. Кроме того, стало популярным самогоноварение, а вслед за этим начало расти число отравлений нелегальным алкоголем, констатирует Al-Monitor.

«Трезвость – норма жизни»

/PhotoXpress

В 1985 г., почти сразу после прихода к власти, новый глава государства – генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев инициировал масштабную кампанию, направленную на борьбу с алкоголизмом. Под лозунгом «Трезвость – норма жизни» закрывались магазины, продававшие алкоголь, цены на водку выросли в 2 раза, власти ограничили время продажи алкоголя – с 14 до 19 часов, ввели жесткие наказания за его употребление в парках и скверах, увольняли с работы и исключали из Коммунистической партии за распитие алкоголя на рабочем месте.

За пять лет антиалкогольной кампании было уничтожено 30% виноградников, в том числе коллекционные сорта винограда, такие как эким-кара. Розничный товарооборот сократился на 16 млрд руб. Резко выросло самогоноварение, что привело к дефициту сахара. Одновременно с прилавков начали сметать и другие товары, содержащие одурманивающие вещества: клей, жидкости для чистки стекол, баллончики с инсектицидом дихлофосом. В 1987 г. 44 000 человек отравилось некачественными спиртосодержащими напитками, 11 000 человек погибло, пишет портал profibeer.ru.

«Антиалкогольная кампания все-таки была ошибкой в том виде, как она проводилась. Это перехлесты с закрытием магазинов, особенно в Москве. Огромные очереди. Рост самогоноварения. Сахар пропал из магазинов. Надо было проводить не кампанию, а планомерную долгосрочную борьбу с алкоголизмом. Вытрезвление общества нельзя проводить наскоком», – говорил Горбачев в интервью «Комсомольской правде» в 2015 г.

Ни одного позитивного момента эта кампания не принесла, никто меньше пить не стал, а производство самогона выросло в несколько раз, заявил «Ведомости&» руководитель Центра изучения федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Кампания шла параллельно с перестройкой, у людей был огромный энтузиазм и надежда на лучшую жизнь, социальная эйфория от будущих реформ. На деле же она оказалась такой же бесполезной, как все антиалкогольные реформы в мире», – считает он.

В современной России главный рычаг давления на продажи алкоголя – ставки акцизов, которые систематически повышаются. В 2012 г. акциз на напитки с долей этилового спирта свыше 9% составлял 300 руб. за 1 л чистого спирта, в 2014 г. – 500 руб., сейчас – 544 руб. Это приводит к потреблению нелегальной и не предназначенной для питья спиртосодержащей продукции. В 2016 г. в Иркутске 78 человек погибло, отравившись спиртосодержащей подделкой настойки боярышника. По оценке Дробиза, нелегальную водку и алкогольные суррогаты регулярно потребляет около 15 млн человек, т. е. более 10% россиян.

Несладкая жизнь

/Евгений Егоров / Ведомости

ВОЗ в 2016 г. рекомендовала государствам вводить меры налоговой политики, способствующие повышению цен на сладкие напитки. Повышение розничной цены на 20% приведет к пропорциональному снижению покупок этой продукции, благодаря чему можно будет снизить потребление свободных сахаров и калорий в целом, улучшить качество питания и уменьшить число людей, имеющих избыточный вес, страдающих от ожирения, диабета и кариеса, говорилось в заявлении ВОЗ. В Мексике с проблемой чрезмерного потребления сладких напитков столкнулись еще до рекомендаций ВОЗ. В 2013 г. средний мексиканец, по данным ООН, выпивал 163 л газировки в год (для сравнения: в России – около 30 л в год), при этом почти у 70% населения выявлен лишний вес или ожирение. Налог на сладкие напитки в размере 1 песо (3,7 руб. по курсу на начало декабря 2020 г.) за 1 л в Мексике ввели в 2014 г., что привело к росту розничной цены на сладкую газировку примерно на 10%. Исследование мексиканского Национального института общественного здоровья показало, что уже за два первых года после введения налога потребление сладких напитков снизилось в среднем на 7,6%, а в домохозяйствах с низким доходом – еще сильнее: на 11,7%. Этот налог неэффективен, не способствовал изменению пищевых привычек и к тому же стал «налогом на бедных», потому что 57% его выплат пришлось на семьи с низким доходом, цитирует заявление мексиканской Национальной ассоциации производителей безалкогольных напитков и газированной воды американская газета Los Angeles Times. &